Найти в Дзене
Павел Конев

Как оформить налоговый вычет по ИИС. Пошаговая инструкция.

Оглавление

Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), в отличие от обычных брокерских счетов, позволяет получать гарантированный доход от государства в виде налогового вычета НДФЛ в размере 13% от суммы внесенных средств. Этот доход также называют инвестиционным вычетом. Для того чтобы получить его, необходимо составить декларацию 3-НДФЛ, приложив к ней необходимые документы, подтверждающие как наличие у вас ИИС, так и пополнение его в течение налогового периода, за который подается декларация.

К счастью, для выполнения этой процедуры сегодня вовсе необязательно посещать налоговые органы, выжидать в длинных очередях возможности пообщаться с сотрудниками ФНС, переживая каждый раз, чтобы документы оказались в порядке и их приняли. С появлением сервиса подачи декларации в электронном виде процесс ее составления и отправки упростился в разы, превратившись из бумажной волокиты в определенное удовольствие. Ведь всегда приятно получать деньги без лишней траты времени и нервов. Действительно, при определенных условиях (в зависимости от способа открытия и пополнения ИИС, а также от срока подачи декларации), всю процедуру оформления инвестиционного вычета можно осуществить, не выходя из дома.

В то же время, подача декларации через электронный сервис ФНС вызывает множество практических вопросов, в первую очередь потому, что не понятен до конца состав и формат электронных документов, которые предоставляются в налоговые органы взамен традиционным «бумажным» документам.

Данная статья составлена на основе реального опыта одного из наших клиентов при использовании электронных сервисов Личного кабинета ФНС и содержит минимальный набор действий, необходимых для оформления налогового вычета по ИИС.

Срок подачи декларации по ИИС

Законодательством установлен срок с 1 января по 30 апреля для подачи декларации за предыдущий год, однако его необходимо соблюдать только в том случае, если у вас были доходы, которые по закону необходимо декларировать (например, вы сдавали жилье в аренду). Если же вам необходимо только получить налоговые вычеты (в общем случае их может быть несколько), то подать декларацию можно в любое время в течение года.

Конечно, многие предпочитают не откладывать составление декларации в долгий ящик, учитывая, что срок ее камеральной проверки составляет 3 месяца. К тому же, полученные деньги можно сразу реинвестировать, увеличив как размер, так и общий доход портфеля инвестора. Однако, ранняя подача декларации тоже имеет свои недостатки. Дело в том, что для подтверждения доходов, описанных в декларации, используются справки 2-НДФЛ. Они присутствуют в Личном кабинете в электронном виде, однако появляются там не сразу, а по мере поступления информации о доходах в налоговые органы. С учетом нормативных положений, доходы за прошлый год появляются в полном объеме только начиная с июня текущего года.

Таким образом, при подаче декларации в электронном виде есть два варианта: сделать это сразу в начале года, выполнив при этом ряд дополнительных действий в части сбора справок 2-НДФЛ, либо подождать до июня, чтобы максимально избежать «бумажной работы». В первом случае налоговый вычет можно получить на банковский счет уже в апреле, во втором - не раньше сентября. Выбор, конечно же, за вами.

Документы на вычет по ИИС

Приведем итоговый перечень документов, которые необходимы для предоставления декларации в электронном виде. Иными словами, что может потребоваться предварительно получить «на бумаге», чтобы потом не возникло проблем на этапе заполнения декларации и при рассмотрении ее налоговыми органами:

  • Справки 2-НДФЛ от каждого работодателя (только если декларация подается в начале года, т.е. в Личном кабинете еще не появилась информация о доходах за прошлый год);
  • Документы, подтверждающие открытие ИИС:
  • Заявление на обслуживание на финансовых рынках (иногда его называют Генеральным соглашением);
  • Извещение об открытии индивидуального лицевого счета (в этом документе приводятся конкретные реквизиты созданного лицевого счета, соответствующего ИИС);
  • Платежное поручение или другой документ, подтверждающий внесение денег на ИИС (для каждого внесения в течение налогового периода).

У документов, подтверждающих открытие ИИС, точное название может отличаться в зависимости от брокера. Поэтому, если у вас возникают сомнения по поводу необходимости предоставления того или иного документа, то лучше его предоставить, т.к. отсканировать лишний документ проще, чем отнести его в налоговую (если декларацию не примут, то урегулировать все вопросы, скорее всего, придется «на месте»).

Тем не менее, чтобы избавить вас от лишнего труда, приведем перечень документов, которые не требуется предоставлять при оформлении инвестиционного вычета, т.к. практика общения с налоговыми органами показывает, что в них нет необходимости:

  • Документы на регистрацию ЭП
  • Документы на подключение к системе удаленного доступа QUIK
  • Брокерские отчеты (реестры поручений)
  • Уведомление о возможных рисках
  • Банковские реквизиты клиента

Что касается документа, подтверждающего пополнение ИИС, то его наличие у вас зависит, прежде всего, от того, каким способом вносились деньги. Если вы сделали это в офисе брокера (например, сразу при открытии ИИС), то документ должен быть у вас на руках. В остальных случаях необходимо съездить к брокеру и получить соответствующую «бумагу», заверенную печатью.

Таким образом, если вы оформляете декларацию не раньше июня (в Личном кабинете доступны электронные справки 2-НДФЛ) и на руках есть документ, подтверждающий внесение денег на ИИС в течение налогового периода, то всю процедуру по заполнению и отправке декларации можно осуществить, не выходя из дома. В остальных случаях от вас потребуется предварительно получить и отсканировать (либо сфотографировать в хорошем качестве) недостающие документы.

Декларация по ИИС

Далее приведена пошаговая инструкция по оформлению декларации и получению инвестиционного вычета.

Переходим на сайт Федеральной налоговой службыwww.nalog.ru, и в разделе «Физические лица» переходим в Личный кабинет:
Переходим на сайт Федеральной налоговой службыwww.nalog.ru, и в разделе «Физические лица» переходим в Личный кабинет:
Пройдя процедуру авторизации, попадаем в личный кабинет налогоплательщика:
Все необходимые сервисы находятся в разделе «Жизненные ситуации». Прежде всего, для подачи любых документов в электронном виде, необходимо получить электронную подпись (ЭП):
Если у вас уже есть ЭП, зарегистрированная в Личном кабинете, то можете сразу переходить к п. 5.
Пройдя процедуру авторизации, попадаем в личный кабинет налогоплательщика: Все необходимые сервисы находятся в разделе «Жизненные ситуации». Прежде всего, для подачи любых документов в электронном виде, необходимо получить электронную подпись (ЭП): Если у вас уже есть ЭП, зарегистрированная в Личном кабинете, то можете сразу переходить к п. 5.
После перехода в раздел получения ЭП необходимо выбрать вариант хранения электронной подписи. Рекомендуется оставить вариант, предложенный по умолчанию (хранение в защищенной системе ФНС России), в таком случае вы сможете использовать полученную ЭП на любых устройствах в течение года.
Ниже отображаются основные ваши реквизиты, как владельца ЭП. Как правило, они заполняются автоматически, если вы указали их ранее на портале «Госуслуги», необходимо просто проверить правильность. Если что-то требует корректировки, то это можно сделать в разделах «Контактная информация» и «Персональные данные», которые расположены на этой же форме сверху.
Проверив правильность реквизитов, необходимо ввести пароль к сертификату ЭП, после чего отправить запрос на его создание.
Как правило, генерация сертификата ЭП занимает продолжительное время (в зависимости от настроения и текущей загрузки серверов ФНС процесс может затянуться на несколько часов). К сожалению, Личный кабинет не позволяет выполнить дальнейшие действия по заполнению декларации без ЭП, поэтому рекомендуем не сидеть в ожидании у экрана, а просто вернуться к Личному кабинету через какое-то время. О готовности сертификата ЭП всегда можно узнать на той же форме, где отправлялся запрос на его получение:
После перехода в раздел получения ЭП необходимо выбрать вариант хранения электронной подписи. Рекомендуется оставить вариант, предложенный по умолчанию (хранение в защищенной системе ФНС России), в таком случае вы сможете использовать полученную ЭП на любых устройствах в течение года. Ниже отображаются основные ваши реквизиты, как владельца ЭП. Как правило, они заполняются автоматически, если вы указали их ранее на портале «Госуслуги», необходимо просто проверить правильность. Если что-то требует корректировки, то это можно сделать в разделах «Контактная информация» и «Персональные данные», которые расположены на этой же форме сверху. Проверив правильность реквизитов, необходимо ввести пароль к сертификату ЭП, после чего отправить запрос на его создание. Как правило, генерация сертификата ЭП занимает продолжительное время (в зависимости от настроения и текущей загрузки серверов ФНС процесс может затянуться на несколько часов). К сожалению, Личный кабинет не позволяет выполнить дальнейшие действия по заполнению декларации без ЭП, поэтому рекомендуем не сидеть в ожидании у экрана, а просто вернуться к Личному кабинету через какое-то время. О готовности сертификата ЭП всегда можно узнать на той же форме, где отправлялся запрос на его получение:
Убедившись, что сертификат ЭП успешно получен, вновь переходим в раздел «Жизненные ситуации» и нажимаем «Подать декларацию 3-НДФЛ» (используем любую из ссылок, поскольку она встречается несколько раз). В появившейся форме выбираем действие «Заполнить новую декларацию онлайн»:
Убедившись, что сертификат ЭП успешно получен, вновь переходим в раздел «Жизненные ситуации» и нажимаем «Подать декларацию 3-НДФЛ» (используем любую из ссылок, поскольку она встречается несколько раз). В появившейся форме выбираем действие «Заполнить новую декларацию онлайн»:
Прежде всего, необходимо выбрать год, за который подается декларация. На момент написания данной статьи были доступны справки о доходах до 2017 года включительно, поэтому весь пример построен на заполнении декларации за этот налоговый период:
Прежде всего, необходимо выбрать год, за который подается декларация. На момент написания данной статьи были доступны справки о доходах до 2017 года включительно, поэтому весь пример построен на заполнении декларации за этот налоговый период:
На следующем шаге, как правило, ничего менять не нужно. Если у вас были доходы от иностранных источников, то необходимо установить соответствующий флажок:
На следующем шаге, как правило, ничего менять не нужно. Если у вас были доходы от иностранных источников, то необходимо установить соответствующий флажок:
Следующий шаг предлагает отметить типы налоговых вычетов, которые вы хотите получить. Кроме инвестиционного вычета, которому посвящена данная статья, очень часто используются всевозможные социальные вычеты. Например, если вы проходили платное лечение, не поленитесь попросить у медицинского учреждения необходимые документы (договоры с актами, чеки, справку для предоставления в налоговые органы, копию лицензии), чтобы получить дополнительный приятный бонус к вашему инвестиционному вычету.
Следующий шаг предлагает отметить типы налоговых вычетов, которые вы хотите получить. Кроме инвестиционного вычета, которому посвящена данная статья, очень часто используются всевозможные социальные вычеты. Например, если вы проходили платное лечение, не поленитесь попросить у медицинского учреждения необходимые документы (договоры с актами, чеки, справку для предоставления в налоговые органы, копию лицензии), чтобы получить дополнительный приятный бонус к вашему инвестиционному вычету.
Следующий шаг предназначен для указания налогооблагаемых доходов, которые были за отчетный период. Именно исходя из них будет формироваться итоговая сумма вычета, ведь она не должна превышать сумму уплаченных в бюджет налогов.
Согласно ст. 29, п.4 НК РФ, в декларации допускается не указывать доходы, с которых налог был полностью удержан налоговым агентом (организацией, которая вам эти доходы выплатила), если это не препятствует получению предусмотренных законом налоговых вычетов. Исходя из этого, можно дать ответ на один из самых популярных среди начинающих инвесторов вопросов: нужно ли указывать в декларации доходы, полученные в форме дивидендов, ведь с них также удерживается налог? Дело в том, что к доходам в виде дивидендов налоговые вычеты вообще не применяются, поскольку они позиционируются, как доходы от долевого участия в организациях (ст. 210, п.3 НК РФ). Соответственно, указание в декларации дивидендов не требуется и не имеет никакого смысла, если брокер добросовестно удержал с них налог. Совсем другая ситуация с доходами, полученными, к примеру, в виде заработной платы. Если их не указать в декларации, ссылаясь на то, что работодатель с них уже удержал налог, то это будет препятствовать получению налогового вычета (попросту говоря, «вычитать» будет нечего).
Как мы уже писали в начале статьи, ближе к середине года в Личном кабинете появляются сведения о доходах за предыдущий год. В этом случае не только отпадает необходимость получения «бумажных» справок 2-НДФЛ, но и становится доступным автоматическое заполнение в декларации сведений о доходах. Таким образом, самый трудоемкий шаг по отражению в декларации доходов может быть сведен просто к нажатию одной кнопки. Настоящая магия!
Если же вы, как добросовестный налогоплательщик, решили подать декларацию в начале года, то у вас на руках должны быть заранее подготовленные справки 2-НДФЛ от каждого работодателя. Необходимо вручную перенести оттуда сведения о доходах, используя действия на форме «Добавить источник», «Добавить доход». Ниже приведен пример заполнения.
Следующий шаг предназначен для указания налогооблагаемых доходов, которые были за отчетный период. Именно исходя из них будет формироваться итоговая сумма вычета, ведь она не должна превышать сумму уплаченных в бюджет налогов. Согласно ст. 29, п.4 НК РФ, в декларации допускается не указывать доходы, с которых налог был полностью удержан налоговым агентом (организацией, которая вам эти доходы выплатила), если это не препятствует получению предусмотренных законом налоговых вычетов. Исходя из этого, можно дать ответ на один из самых популярных среди начинающих инвесторов вопросов: нужно ли указывать в декларации доходы, полученные в форме дивидендов, ведь с них также удерживается налог? Дело в том, что к доходам в виде дивидендов налоговые вычеты вообще не применяются, поскольку они позиционируются, как доходы от долевого участия в организациях (ст. 210, п.3 НК РФ). Соответственно, указание в декларации дивидендов не требуется и не имеет никакого смысла, если брокер добросовестно удержал с них налог. Совсем другая ситуация с доходами, полученными, к примеру, в виде заработной платы. Если их не указать в декларации, ссылаясь на то, что работодатель с них уже удержал налог, то это будет препятствовать получению налогового вычета (попросту говоря, «вычитать» будет нечего). Как мы уже писали в начале статьи, ближе к середине года в Личном кабинете появляются сведения о доходах за предыдущий год. В этом случае не только отпадает необходимость получения «бумажных» справок 2-НДФЛ, но и становится доступным автоматическое заполнение в декларации сведений о доходах. Таким образом, самый трудоемкий шаг по отражению в декларации доходов может быть сведен просто к нажатию одной кнопки. Настоящая магия! Если же вы, как добросовестный налогоплательщик, решили подать декларацию в начале года, то у вас на руках должны быть заранее подготовленные справки 2-НДФЛ от каждого работодателя. Необходимо вручную перенести оттуда сведения о доходах, используя действия на форме «Добавить источник», «Добавить доход». Ниже приведен пример заполнения.
Наконец, мы можем перейти к приятной части заполнения декларации. На данном шаге указывается сумма инвестиционного вычета (сумма, на которую был пополнен ИИС в течение налогового периода), а также других налоговых вычетов, если они были отмечены на шаге 8. По каждому из вычетов прикрепляются сканы подтверждающих документов. Более подробно необходимые документы для инвестиционного вычета мы описали в начале статьи. Также здесь можно прикрепить сканы справок 2-НДФЛ, если декларация подается в начале года, чтобы избежать потом лишних вопросов и уточнений со стороны налоговой.
Наконец, мы можем перейти к приятной части заполнения декларации. На данном шаге указывается сумма инвестиционного вычета (сумма, на которую был пополнен ИИС в течение налогового периода), а также других налоговых вычетов, если они были отмечены на шаге 8. По каждому из вычетов прикрепляются сканы подтверждающих документов. Более подробно необходимые документы для инвестиционного вычета мы описали в начале статьи. Также здесь можно прикрепить сканы справок 2-НДФЛ, если декларация подается в начале года, чтобы избежать потом лишних вопросов и уточнений со стороны налоговой.
После заполнения информации по вычетам и прикрепления необходимых документов переходим к завершающему шагу, где необходимо окончательно проверить декларацию перед ее отправкой. Для начала можно посмотреть итоговую сумму налогового вычета и раскрыть подробно все составляющие, из которых она была рассчитана. Напоминаем, что максимальная сумма инвестиционного вычета составляет 52000 рублей, однако при наличии социальных и других типов вычета итоговая сумма может получиться больше.
При необходимости можно посмотреть декларацию в печатном виде, сохранив ее в pdf-формате.
Ниже на форме располагается список файлов, прикрепленных на предыдущем шаге. Далее можно ввести пароль к сертификату ЭП, который был указан на шаге 4, и выполнить окончательную отправку декларации.
После заполнения информации по вычетам и прикрепления необходимых документов переходим к завершающему шагу, где необходимо окончательно проверить декларацию перед ее отправкой. Для начала можно посмотреть итоговую сумму налогового вычета и раскрыть подробно все составляющие, из которых она была рассчитана. Напоминаем, что максимальная сумма инвестиционного вычета составляет 52000 рублей, однако при наличии социальных и других типов вычета итоговая сумма может получиться больше. При необходимости можно посмотреть декларацию в печатном виде, сохранив ее в pdf-формате. Ниже на форме располагается список файлов, прикрепленных на предыдущем шаге. Далее можно ввести пароль к сертификату ЭП, который был указан на шаге 4, и выполнить окончательную отправку декларации.

Выводы

Как видите, оформление налогового вычета по ИИС, не несет никаких трудностей, если знать основные нюансы по использованию Личного кабинета ФНС и четко понимать, какие документы от вас потребуются. Если раньше для сбора всех необходимых документов и «похода» в налоговую требовалось выделить минимум пол дня, то теперь, с появлением современных электронных сервисов, на это потребуется не более часа, что однозначно стоит заработанные 52000 рублей.