В Беларуси с каждым днем все ближе и ближе президентские выборы. Александр Лукашенко очевидно замахнулся на шестой срок, но столкнулся с довольно широким запросом среди населения на изменения в стране (мол застой), что вылилось в уличные протесты. Батьку, как говорится, упрашивать дважды не надо, и одним росчерком пера он снес голову правительству страны.
На самом деле все вышло довольно оперативно. Только 25 мая Лукашенко сообщил, что страна увидит новый кабинет министров еще до выборов главы Беларуси. И уже накануне появился указ, в соответствии с которым правительство отправляется в отставку. А где-то между делом состоялось совещание, на котором звучали идеи по новому составу. К обсуждению вопроса Лукашенко подключил председателя Совета республики Наталью Кочанову, председателя палаты представителей Владимира Андрейченко, главу администрации президента Игоря Сергеенко и госсекретаря Совбеза Андрея Равкова.
Однако, Лукашенко как подарил надежду, так ее и забрал: прозвучали слова, что ожидания революции в результате рокировки являются тщетными. Причина – «мир вступил в полосу небывалого экономического кризиса», в связи с чем масштабные изменения называются нежелательными. Батька таки еще тот хитрец: то в контексте ситуации с пандемией говорит, что нам море по колено, горы по плечо, то выясняется, что действительно серьезного «перетряхивания» кабинета министров из-за как раз «беззубого» в Беларуси вируса не будет.
Впрочем, Лукашенко не скрывает причин происходящего: как он говорил, за регистрацией действующего президента как кандидата в главы государства следует объявление нового состава правительства еще до выборов ради повышения доверия со стороны избирателя.
Тут батька в некотором роде может поблагодарить тот самый вирус, к которому все это время относился с явным пренебрежением. COVID-19 подарил ему возможность «обосновать» именно косметические правки в правительстве.
Посыл Лукашенко прост, как три копейки – обозначить себя, как кандидата в национальные лидеры и продемонстрировать населению, что за 26 лет президентства он не стал махровым консерватором, и «радикальные» перемены ему также не чужды. Только выбранный им способ является далеко не новаторским и сможет впечатлить ну уж слишком неискушенного избирателя. И что самое главное, этот шаг оголяет проблему жесткой вертикали власти, завязанной на одном человеке – «ручное» правительство, которое спокойно может стать «разменной монетой» в политической игре Лукашенко.
Хотя, не исключено, что «под шумок» батька хотел убрать премьер-министра Сергея Румаса, который, как пишут СМИ, в свое время относился к наблюдательному совету «Белгазпромбанка», в правлении которого председательствовал Виктор Бабарико – оппонент Лукашенко по президентским выборам, говоривший, что в уже бывшем правительстве были профессионалы с озвучиваемыми в пустоту предложениями.
Одно можно сказать точно – сиденье трактора под Лукашенко стало менее устойчивым.