Частная космическая компания Space-X Илона Маска впервые осуществила запуск пилотируемого корабля. До нее такая задача была под силу только государственным структурам трех космических полноценных космических держав – СССР (России), США и Китая.
У российских пользователей Интернета первая реакция на успешный запуск американского корабля Dragon была злорадной: в комментариях досталось Роскосмосу и его руководителю Рогозину. Мол, даже частник вас обошел. И, к сожалению, упреки эти не безосновательны.
Во-первых, Илон Маск лишил Роскосмос солидного дохода, который тот имел с каждого проданного американцам кресла в пилотируемых «Союзах». Это примерно $500-600 млн в год.
С 2011 года, после того, как Штаты после второй катастрофы шаттла отказались от их эксплуатации, только российские пилотируемые «Союзы» могли летать к Международной космической станции и доставлять на нее астронавтов из стран партнеров программы «МКС».
Теперь наша монополия кончилась.
Еще лет 10-15 назад специалисты, искренне переживавшие за судьбу российской космонавтики, которая на глазах деградировала, предупреждали: если отрасль не возьмется за решение принципиально новых задач по освоению космической пространства и развитию космической техники, России уготована роль космического извозчика на задуманных еще Сергеем Королевым «Союзах» и «Прогрессах».
Как же они ошибались! Теперь нам приходится мечтать о роли космических извозчиков. Особенно с учетом растущих возможностей Китая, Индии, Японии в сфере пусковых услуг.
Не Россия осуществила первую успешную посадку космического зонда на астероид. Не наша страна отправила марсоходы на Красную планету. Не наши аппараты первыми вышли за пределы солнечной системы. Продолжать этот невеселый перечень можно еще долго.
Успех Илона Маска высвечивает большую проблему российской космонавтики: она, похоже, не способна поставить перед собой сложную техническую задачу и решить ее.
Нет, задачи периодически ставятся и даже озвучиваются. Но не выполняются.
Думаете, в России не брались за создание кораблей взамен «Союзам» и «Прогрессам»? В том-то и дело, что брались. Но сделать не смогли.
Достаточно вспомнить проект шестиместного многоцелевого пилотируемого многоразового космического корабля «Клипер». Он разрабатывался в корпорации «Энергия» с 2000 года. Но благополучно сдулся.
В 2009 году возник проект перспективного корабля «Русь». Судьба у него та же, что и у «Клипера».
Потом родился проект многоразового пилотируемого шестиместного космического корабля «Федерация». Первому летному образцу даже придумали имя - «Орел». Но пока ни «Орла», ни носителя для него – ракеты «Иртыш» - нет.
А еще были проекты лунных станций и даже добычи на луне полезных ископаемых, например гелия-2.
Что уж говорить о новых кораблях и ракетах, если Россия вот уже лет 10 не может запустить к МКС ни одного нового модуля - ни энергетического, ни научного.
Компания Илона Маска, начав с нуля в 2004 году, с 2010 года запустила уже 22 корабля. В девяти полетах был обеспечен повторный запуск корабля. Отработано, хоть и после ряда неудач, возвращение ступеней ракеты и их автоматическая посадка на платформу в океане. Выглядит фантастически.
А что же российский космос? Последние 20 лет он пережил длинную череду реформ. На этом рекорды отрасли заканчиваются.
С 2004 года у него сменилось пятеро руководителей. В числе людей, руководивших в эти годы Роскосмосом, были три отставных генерала: Анатолий Перминов (2004-2011), Владимир Поповкин (2011-2013), Олег Остапенко (2013-2014), А еще бывший руководитель АВТОВАЗА Игорь Комаров. С 2018 года Роскосмосом руководит выпускник журфака МГУ, философ и политик Дмитрий Рогозин.
У сатирика Михаила Жванецкого на подобный случай есть афоризм: «Может, что-то в консерватории надо подправить?»