Найти тему
Русская Стратегия

Точки дестабилизации: ПРО ЭТНОКРАТИЮ, ЭТНООЛИГАРХИЮ И НАШИ РУССКИЕ ПРОБЛЕМЫ. Ч.1.

Возможно кто-то не в курсе, но на территории, обозначаемой на картах как Российская федерация, с 1992 г. располагаются не одно, а целых два государства. Помимо собственно РФ ещё есть республикасы Татарстан. Татарстан имеет собственную конституцию, в которой определяется как суверенное государство. Имеет собственные флаг, гимн и герб. Таковые упоминаются в конституции и в различных справочниках именно как государственные символы, «выражающие суверенитет республикасы Татарстан», «самобытность и традиции народа Татарстана». Также республикасы имеет своего президента, свой парламент, величаемый Государственным советом, своего премьер-министра.  Органы государственного управления отдельными сферами деятельности республикасы именуются министерствами, соответственно, их руководители – министрами. На паспортах, выдаваемых, жителям республикасы, изображён не двуглавый орёл, как у россиян, а белый двукрылый барс в татарском орнаменте.

 Здесь многие могут мне возразить, что на территории, обозначаемой на картах как Российская федерация, а именно на Северном Кавказе существует целый ряд квазигосударств, которые практически не подчиняются федеральным властям, живут своей жизнью, по своим законам и понятиям, используя федеральный центр лишь в качестве дойной коровы – для получения миллиардных дотаций из федбюджета и прочих преференций. Но я здесь имею в виду не только практику, но и формально-правовые аспекты. Так вот, формально на территории РФ два государства. 

До 11 августа отношения между двумя соседними государствами – Россией и республикасы Татарстан регулировались специальным договором «о разграничении полномочий». В тексте такового имеется, в частности, следующий оборот: республика Татарстан «обладает всей полнотой государственной власти». Правда, «вне пределов ведения РФ», но звучит, согласитесь, весьма любопытно. Договор был заключен в 2007 году. Точнее, тогда он был перезаключён на 10 лет, а впервые появился ещё в 1994 году. В том первом документе закреплялось право органов госвласти Татарстана вводить и взимать в своём государстве по своему усмотрению налоги, решать вопросы гражданства, иметь свой Национальный банк и, что достойно особого внимания,  распоряжаться природными ресурсами, которые, согласно конституции республикасы и упомянутому договору, являются «исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана».  

Кстати, использование в правовых документах формулы «народ Татарстана» также весьма примечательно. Это означает, что нетатарское население Татарстана либо вовсе ненароком выпало из поля зрения составителей этих документов, либо, что в Казани совершили этнологическое открытие. Согласно этому выдающемуся открытию полтора миллиона татарстанских русских принадлежат не к русскому народу, а к счастливо открытому в Казани «народу Татарстана». Равно и триста тысяч представителей других этносов – чувашей, удмуртов, марийцев и т. д. Учитывая, что формула «народ Татарстана» перенесена в договор о разграничении полномочий с РФ, соавторами казанских этнологов в части данного научного открытия, можно сказать без ложной скромности, переворота в этнологии являются также выдающиеся этнологи из московского Кремля. Так, например, президент РФ Путин на ежегодной пресс-конференции в декабре 2015, комментируя название должности главы Татарстана, сообщил собравшейся публике: «мы с уважением отнесёмся к любому выбору народа Татарстана».  

Этнической принцип формирования субъектов федерации развалил не одно федеративное государство. Пожалуй, трудно придумать более надёжную и эффективную бомбу, если есть цель взорвать государственную целостность, объединяющую разные народы. Там, где это принцип используется, развал страны – дело лишь времени. Похоже, составители ельцинской конституции об этом отлично знали. Поэтому в ельцинской конституции этнической принцип формирования субъектов федерации проводится как нигде последовательно. Неслучайно в 90-е, когда после распада построенной по этническому принципу федерации – СССР в такую же этническую федерацию стали превращать Россию, суверенная республикасы Татарстан практически сняла с себя обязательства по финансовому участию в решении российских общефедеральных проблем – содержанию армии, федеральных органов власти, охране границ, погашению внешних долгов и т. д. То есть федеральные налоги Татарстан если и платил, то в очень скромных размерах.

Такой открытый, откровенный сепаратизм обычно обосновывают тем, что татары –  второй по численности народ в России. Однако татар в России чуть более 5 млн. – 3,7%  от населения РФ. И проживают они не компактно, как, скажем, калмыки или ингуши – в самом Татарстане их 2 млн. Это чуть больше половины населения республикасы, другая  половина  принадлежит к иным этносам. То есть татары Татарстана составляют немногим  больше одного процента населения РФ. Тем не менее, Москва, прижатая к стене могучей силой, составляющей аж целый процент в населении страны, почти три десятка лет не в состоянии найти рычаги давления, чтобы заставить распоясавшихся казанских сепаратистов привести региональное законодательство в соответствие с конституцией РФ. Прячут по-страусиному голову в песок, подписывали почти тридцать лет совершенно безумные договоры, сделали из татарского сепаратизма то, что у античных греков называлось паралипсис – фигура умолчания. К примеру, за почти 30 лет не было ни одной программы на центральных каналах, посвящённой данной проблеме.

Правда, с налогами в 2000-е ситуация изменилась – Татарстан вновь стал в общем порядке платить федеральные налоги. Однако продолжает оставаться в привилегированном по сравнению с русскими областями положении. Чтобы это заметить, достаточно сравнить Казань с любым соседним русским городом, например, с Ульяновском или Пензой – облик города, состояние дорог, уровень развития инфраструктуры, средняя зарплата и т. д. Консолидированный бюджет Татарстана сегодня около 170 миллиардов рублей. Бюджет соседнего русского региона – Ульяновской области в 5 раз меньше – 33 млрд., при том что население области лишь 3 раза меньше, чем население Татарстана. Конечно, Татарстан и федеральных налогов платит значительно больше, чем Ульяновская область. Но с чем это связано? Это связано, с тем, что именно в этот регион в эпоху СССР делались крупные капиталовложения. Здесь строились крупнейшие предприятия, создавались целые отрасли – нефтепереработка, химическая отрасль, автомобилестроение, самолётостроение, вертолётостроение, судостроение. Но кто их строил? Трудолюбивые ньюбулгары? Отнюдь. Тот же КАМАЗ – рекордсмен по освоенным капиталовложения  в 70-е годы был всесоюзной ударной комсомольской стройкой – его строила вся страна, а вовсе не «титульная нация» республикасы.       

И вот срок действия позорища, стыдливо названного федеральными чиновниками  «договором о разграничении полномочий»  в начале августа истёк. В Кремле обратившимся с предложением о продлении договора депутатам Госсовета Татарстана дали понять, что делать это не намерены. Разумеется, второе государство в признанных ООН границах РФ существовать не перестало. Всё, что сказано выше по-прежнему действует и актуально. В конституции республикасы всё те же положения о государственности и суверенитете. Никуда не делись Госсовет республикасы, её президент, премьер-министр и т. д. Но теперь государственность республикасы несколько подвисла, поскольку нет официального документа, подтверждающего добровольное согласие РФ признавать в своих границах существование другого государства.

Однако можно ли считать, что проблема татарского этнического сепаратизма с этим решена. Едва ли. Сепаратизм Татарстана почти три десятка лет держался и продолжает держаться отнюдь не только на формальный договоре с Кремлём.

Помимо прочего, он держится на дискриминации по национальному признаку русских – по сути, во всех сферах жизни, и на татарской этнократии. За тридцать лет в Татарстане, в котором, повторюсь, татары составляют только половину населения, сформировалась образцово-показательная этнократия – хоть сейчас на выставку достижений постсоветской  буржуазной лжедемократии и госстроительства. Почти все важные государственные посты замещают представители татарского этноса.

До Великой антирусской революции 90-х соотношение татар и русских в населении Татарской автономной советской социалистической республики, входившей в РСФСР, было примерно равным – в 89-м году 48% населения составляли татары, 45% русские. В самой Казани русские численно преобладали. При этом Москва следила, чтобы представительство разных этносов в управленческих структурах ТАССР соответствовало их доле в населении. То есть действовали негласные квоты. Постсоветских же кремлёвских гешефтмахеров кроме трубы, то есть прокачки углеводородов и прочего сырья в Евросоюз, очень мало что волнует и заботит. Всё остальное для них это лишь докука и факультатив. Как следствие, в условиях стремительно оформившейся в начале 90-х татарской этнократии часть русских бежали, и доля русских в населении Татарстана упала до 40%. При этом, например, в Госсовете соотношение русских и татар 1 к 2. То есть татар вдвое больше. Такое же  соотношение в городском совете Казани, хотя в населении города доли русских и татар примерно одинаковые. Но, конечно, лицом, афишей и билбордом татарской этнократии и дискриминации по национальному признаку русских является правительство республикасы Татарстан. Это бесподобно! Из 8 замов премьер-министра республикасы угадайте, сколько русских, сколько татар? Татар 8! Русских – можно легко сосчитать, выполнив элементарное арифметическое действие – вычитание. Из тринадцати министров русских два, остальные – татары. Президиум Верховного суда республикасы состоит из 11 человек. Русских – двое.   

На среднем управленческом уровне в республикасы Татарстан дискриминация по национальному признаку также цветёт махровым цветом. Приведу буквально пару цифр, но весьма показательных. Например, из 12 крупнейших вузов Татарстана в 10 ректоры – татары, русские – только в двух. В дюжине главных республиканских учреждений здравоохранения главные врачи – все татары! Русских ни одного! Из 6 театров Казани, имеющих статус государственных, 4 татарских, один русский, в 5 руководители – татары. Нетатарин руководит только Казанским русским драматическим театром имени В. И. Качалова. Кто этот уникум, возглавляющий русский театр, по этнической принадлежности, догадайтесь с трёх раз. Впрочем, москвичи и с одного раза легко догадаются. В целом, сегодня в политической, хозяйственной и культурной элите республикасы Татарстан представителей татарского этноса 80%.

 Ещё более яркая иллюстрация этнократии – творческие союзы. В союзе писателей республикасы соотношение татар и русских примерно 15 к 1! Причём официальных писателей в республикасы, удивитесь, аж под тысячу человек! При такой невероятной одарённости писательскими талантами татар, неудивительно, что пару десятков русских авторов на казённый счёт в республикасы практически не печатают – очередь до них просто не может дойти. Не сильно отличаются пропорции в союзе композиторов, в союзе художников, в союз театральных деятелей. Похожим образом распределено присвоение званий заслуженных деятелей культуры Татарстана. Ведущие журналисты республиканских изданий также понятно, какой национальности.

Этнократия, если кто запамятовал, означает неравенство гражданских, политических, культурных, экономических  и иных прав представителей разных народов – привилегии одних и дискриминация других. Татарстан более чем удобный объект для изучения данного феномена студентами – социологами. Потому что феномен этнократии и все его атрибуты здесь никто и не думает маскировать. Скорее, здесь имеет место самоуверенная и наглая манифестация  такового. В конституции республикасы – в её преамбуле за татарским народом закреплён особый статус. Что называется, все равны, но татары ровнее. В частности, законодательство республикасы содержит целый ряд положений и документов, фиксирующих превосходство и приоритет татарского языка и культуры.

Например, судя по часам, отведённым на изучение языков в школе, родным для всех народов Татарстана в республикасы считается  татарский язык. Оказывается, и такое возможно. Русские дети в школе в принудительном порядке наравне с русским изучают татарский. Обязательный экзамен по татарскому языку в суверенной республикасы называется пафосно: «государственная аттестация» – ГИА. Поскольку часы на изучение татарского выделяются именно за счёт уменьшения часов на изучение русского, русский язык дети из русских семей в республикасы Татарстан в полном объёме – сравнимом с другими регионами – могут изучать только в специальных школах «с русским этническим компонентом». Не скажу, как обстоят дела на сегодняшний день, но до недавних пор во всей почти 4-х миллионной республикасы таких школ было аж целых14! При этом, например, школ с «чувашским этническим компонентом» – 51, а с удмуртским – 17. Для справки: чуваши составляют 3,3% в населении  республикасы Татарстан, удмурты – 0,65%. Процент русских, как уже замечено выше, в результате такого скотского отношения сократился до 40.

В 13-м году президент республикасы Минниханов подписал энциклику официальных властей республикасы, которую уместно было бы назвать «О развитии доктрины и практики татарского этноцентризма и дискриминации по национальному признаку русских в татарской республикасы». Правда, официальное  название у этого документа несколько другое – более нейтральное и завуалированное: «Концепция государственной национальной политики Республики Татарстан». Согласно этому документу, национальная политика республикасы строится на двух «фундаментальных приоритетных положениях». Первый из них: «необходимость всестороннего развития татарского народа и укрепления Республики Татарстан как исторически сложившейся формы его государственности». К вопросам национальной политики, «требующим особого внимания», отнесено «укрепление статуса» Татарстана «как исторического, духовного и этнокультурного центра всего татарского народа».

В пункте про «приоритетные направления» национальной политики подчеркивается необходимость «позиционирования» республики как этнокультурного центра и создания условий для «консолидации татар, проживающих в РФ и за рубежом». В конституции республикасы также в ст. 16 сказано, что Татарстан оказывает помощь по всему миру татарам и татарским организациям. Только татарам и никому больше.

О полутора миллионах русских, создавших всю индустрию данного региона, построивших все его города, в этой «государственной концепции национальной политики» не упоминается. Надо полагать, русские включены в понятие «другие народы». Нетитульным народам, а они, напомню – половина населения региона, в этом документе,  посвящено несколько строк – сухо фиксируется наличие «других народов» в республикасы. Москва данную энциклику, которая является откровенным вызовом татарской этнократии и этноцентризма, скушала и не поперхнулась.
Учитывая, что часть 2 статьи 19 Конституции РФ запрещает дискриминацию по признаку религиозной принадлежности, может быть, в религиозной сфере соблюдается справедливый паритет? Так вот, соотношение мечетей и православных храмов в республикасы Татарстан 6 к 1! Повторю, чтобы не сочли за описку: 6 к 1! С возвращением мечетей исламской умме и строительством на казённые деньги новых у татар никаких проблем никогда не было. При этом православная русская община Татарстана до сих пор не может вернуть многие храмы и культовые строения, принадлежавшие РПЦ – татарские власти республикасы препятствуют. В частности, власти Казани уже четверть века отказываются вернуть православной общине архитектурную доминанту одного из центральных районов города – колокольню Богоявленского собора. Причём, татарские чиновники и не думают скрывать свою мотивацию. Так бывший министр культуры республикасы М. Таишев, ничуть не стесняясь, заявил, что «ему как мусульманину будет неприятно слышать православный звон в центре Казани». Не менее возмутительная история
в здании Дворцовой церкви Казанского Кремля размещается Музей истории государственности татарского народа. Это, как если бы из соборной мечети Москвы в Выползовом переулке выгнали имамов из всех мусульман и разместили там Еврейский музей толерантности. А мусульмане пусть потом спорят, чего здесь больше – издёвки или цинизма. Про власти республикасы Татарстан говорить уже нечего – с ними всё ясно, но примечательна позиция федеральных нацстроителей – «нас это не касается».

Казалось бы, все признаки нарушения закона налицо, нарушены десяток статей Конституции и УК РФ. Но где же наш уважаемый генпрокурор Чайка с конституцией и УК под мышкой? Где прочие правоохранительные органы? Где другие федеральные органы госвласти? Где наш выдающийся «национальный лидер», которого, как убеждает нас кремлёвский агитпроп, весь мир жутко уважает и страшно – до дрожи в коленях боится? Живущие в Татарстане русские много интересного могли бы порассказать следователям и прокурорам. Но что-то не видно прокурорских. Наверное, Чайка полетел в Израиль проведать могилы предков. А его подчинённым заниматься защитой конституции и конституционных прав русских в Татарстане недосуг – они заняты. Кажется, я даже знаю, чем. Они – полковника Квачкова – одного из очень немногих за последние 30 лет, кто не боялся публично подавать голос «за русских», все скопом ловят. Ловят, правда, не с собаками – так как он уже давно сидит. А на слове. Недавно поймали и добавили нашему русскому национальному герою – полковнику Квачкову срок. За слова!

Из татарской же этнократии и дискриминации в республикасы русских по национальному и религиозному признакам власти РФ также сделали фигуру умолчания – как и из татарстанского сепаратизма. Тема табуирована равно в республиканских и в федеральных СМИ. На ежегодных, разрекламированных как беспримерно честные и открытые, «больших» пресс-конференциях Путина ни одного вопроса на эту тему от русских, живущих в Татарстане! Это в наш-то век выдающейся гласности! Когда, не существует никаких запретных тем, когда любое и какое угодно грязное бельё беспрерывно полощется в прайм-тайм на центральных каналах, а ученики младших классов школы, благодаря неустанному «просвещению» государственными телеканалами и интернетом, знают все подробности самых экзотических сексуальных девиаций.

К тому же в Казани совершенно не разделяют убеждения кремлёвского агитпропа о феноменальном всемирном авторитете президента Путина, и новым «грозным» его здесь никто не считает. Так, в июле в Йошкар-Оле на заседание совета по межнациональным отношениям наш уважаемый – здесь без иронии – президент чётко артикулировал: «заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, недопустимо». И что же? В Казани рассмотрели обращение гражданина соседнего государства В. В. Путина, и по итогам короткого обсуждения министерство образования и науки суверенного государства – республикасы Татарстан решило оному гражданину отказать. Вердикт Казани: изучение татарского во всех школах республикасы для русских детей и прочих нетатар и впредь остаётся обязательным!

Здесь сделаю небольшое отступление и замечу: что уж тут говорить про соседнее государство, если и в самой РФ чиновники по языковому вопросу не стесняются перечить Путину. Так министр образования РФ О. Васильева заявила, что «если ты родился и живешь на территории Башкирии или Татарстана» надо учить язык титульной нации. Что ж, в этом есть своя логика. Видимо, г-жа Васильева считает, что, если бы капитан Джеймс Кук в детстве выучил гавайский, то, возможно, не получил бы в 1779 г. копьё в шею и остался бы цел, а не был бы порезан гавайскими аборигенами на мелкие кусочки.

Однако почему же министр Васильева заговорила только о Татарстане и Башкирии? А как же другие регионы в построенной по этническому принципу Российской Федерации? Это же явно не политкорректно. Тогда уже нужно быть последовательными, если мы не хотим никого обидеть и соблюсти политкорректность. Если в Татарстане русским детям в принудительном порядке вменяется изучать татарский, то абсолютно логично в республике Калмыкия заставить их изучать калмыцкий, в Тыве – тувинский, в Хакассии – хакасский, в Ямало-Ненецком автономном округе – ненецкий, в Ханты-Мансийском автономном округе – ханты-мансийский. Тут, правда, небольшая заминка – хантыйский и мансийский – это разные языки. Так что здесь русским детям, по логике министра Васильевой, придётся изучать оба – чтобы не травмировать национальное чувства коренного населения округа. Также хотелось бы дать г-же Васильевой небольшую справку. Например, в языке манси есть сосьвинский диалект, верхне-лозьвинский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский, тавдинский, пелымский и вагильский – на случай, если она сочтёт необходимым заставить русских детей освоить также диалекты. А вот по Дагестану у меня для Васильевой никакого совета, к сожалению, нет. Там проживает более ста коренных народностей – и у каждой свой язык. Должны ли русские дети в Махачкале учить все сто языков или, может, министр Васильева смилостивится и сочтёт достаточным 50 или 70, не знаю.

Но вернёмся к татарской этнократии. Два слова скажу также об экономическом неравноправии в республикасы Татарстан – о дискриминации по национальному признаку в экономической сфере. Кому принадлежат все основные коммерческие активы республикасы, думаю, уже понятно. Топменеджмент крупнейшей татарстанской корпорации ПАО «Татнефть», который держит приличный пакет акций ПАО, в частности, через швейцарский банк UBS AG и The Bank of New York International Nominees, сплошь татары. Есть в Татарстане и ещё один гигант – Группа Компаний «Таиф». Она контролирует 96% химического, нефтехимического и нефтегазоперерабатывающего сегментов экономики республикасы. В частности, Таифу принадлежат основные республиканские предприятия в сфере нефтепереработки: «Таиф-НК», «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим».  Холдинг «Таиф» приносит более трети валового внутреннего продукта Татарстана. Выручка компании в 2016 г. составила более полтриллиона рублей. Если быть точным – 539 млрд. Так вот, ГК «Таиф» – крупнейшая непубличная корпорация – принадлежит  20 физ и юрлицам. Догадайтесь с трёх раз об этнической принадлежности её бенефициарных владельцев.

Банковская сфера республикасы, крупные банки – «Ак Барс», принадлежащий Татнефти «Зенит», «Аверс», и помельче – «Девон-Кредит», «Татсоцбанк», «Энергобанк»,  «Акибанк», разумеется, контролируются теми же людьми. В десятке крупнейших олигархов республикасы 9 татар. Среди них гендиректор и председатель совета директоров Таифа, и сыновья Шаймиева. Пятеро жителей Татарстана попали в список самых богатых людей планеты по версии Forbes. Из них 4 – татары. Татарский олигархат структурировался и настолько уверен в незыблемости своего господствующего положения, что может позволить себе междоусобицы. Выделяются, в частности, два крупных конкурирующих клана – бывшего президента республикасы Шаймиева, в который входят, в частности, два его сына и внучка, и нынешнего президента – Минниханова. Банкротство в прошлом и в этом году ряда татарстанских банков, в частности, контролировавшегося правительством республикасы  «Татфондбанка», связано, скорее, с междоусобной борьбой татарских кланов, а не с желание Центробанка РФ показать свою власть и силу. 

Здесь, впрочем, нужно сделать оговорку. То обстоятельство, что местная татарстанская этнократия смогла оставить под своим контролем основные коммерческие активы региона, не отдала их залётным московским аферистам с двойным израильским гражданством и видом на жительство в Великобритании, как это произошло во всех русских регионах, я лично приветствую. Едва ли то обстоятельство, что основные коммерческие активы Курской и Белгородской областей принадлежат Усманову, Липецкой – Лисину,  Свердловской – Махмудову, красноярские, иркутские, кемеровские и краснодарские – Дерипаске, это великое благо для самих этих регионов. Я здесь вовсе не выступаю за то, чтобы местные власти и предприниматели были исключены из числа владельцев крупнейших коммерческих активов своих регионов, как это, повторюсь, обстоит во всех русских областях.

В том, что татарские этнократы Татарстана не позволили московско-лондонской офшорной камарилье сделать себя пассивными наблюдателями грабежа этой камарильей природных ресурсов их региона, а население республики не дали превратить в живущих на грани бедности нищебродов, уныло бредущих по пыльным улицам неухоженных городов, я полностью на их стороне – респект им. Что у татарстанских этнократов не отнять, так это любовь и преданность отеческой земле. Они не выводят как московско-лондонская оффшорная камарилья все капиталы из страны, вкладывают нажитые миллиарды в бизнес активы в Татарстане, а не в Евросоюзе и не в замки в графствах Оксфордшир и Беркшир. Отчёго, надо признать, выигрывают не только татары, но и другие народы Татарстана.

Впрочем, олигархия любого типа ещё ни один народ счастливым не сделала. Местные этнократы по мере того, как они присваивают самые доходные коммерческие активы региона, превращаются в этноолигархию. А этноолигархия всегда имеет тенденцию к загниванию, деградации, отрыву от массы соплеменников и противопоставляет свои личные корыстные интересы интересам своего народа   

Выше я сказал, что кремлёвских углеводородных гешефтмахеров, ничего, кроме трубы не заботит и не волнует. Здесь поправлю сам себя. Одна вещь их всё же заботит. А именно прочность их собственного положения у власти. В последние 15 лет Кремль договаривается с Казанью на условиях «мы вам, вы нам». Казанские этнократы обеспечивают Путину и «Единой России» повышенные проценты на выборах. На последних президентских и думских, соответственно,  83% и 85%. А Москва в оплату закрывает глаза на этнократию татар и на откровенно наглую и вопиющую дискриминацию по национальному признаку русских в республикасы. Кстати, 85 процентов у Единой России на последних выборах в Думу – это на 7% больше, чем в 2011 г. Что не удивительно – татарстанский список «Единой России» возглавлял в прошлом году сам президент  республикасы Минниханов. Руководит татарстанским региональным отделением «Единой России» Мухаметшин – он же глава Госсовета республикасы.  Казанское отделение «Единой России» также возглавляет представитель «титульной нации». Разумеется, этот подлый пакт между Кремлём и Казанью заключён за спиной татарстанских русских и, по сути, против них – русские и здесь оказались главными проигравшими.

Кроме того, попуская этнократию в регионах, Москва своими руками создаёт условия для эскалации терроризма. Поясню. Зададимся вопросом: если материальные активы, административные и иные ресурсы распределены в регионе таким образом, как описано выше, насколько лояльной и управляемой будет региональная этнократия? В частности, в исламских регионах? Например, в связи с отказом Кремля пролонгировать договор о разграничении полномочий, эксперты в инете уже обсуждают, станет ли президент Татарстана Минниханов использовать татарских националистов в противостоянии казанской этнократии с федеральным центром? Будут ли татарстанские элиты рассматривать экстремистские исламские организации, которые всегда неплохо чувствовали себя в республикасы, как свой козырный ресурс в боданиях с Москвой? Вопрос непраздный. Настрой у многих татарстанских  мусульман – татар и башкир далеко не миролюбивый.

О татарстанских националистических и радикальных исламских организациях, о настроениях, царящих в них и об их связях с официальными властями республикасы, я уже писал в отдельной главе книги «Пути русские. Поэтому здесь скажу только коротко. Умеренные националистические татарские объединения, поддерживаемые и финансируемые властями либо напрямую ими созданные: Всемирный конгресс татар, Всемирный форум татарской молодёжи, ТОЦ – татарский общественный центр регулярно проводят пафосные съезды. В их заседаниях принимает участие официальное руководство республикасы, включая президента. Эти форумы принимают и публикуют резолюции с требованием расширения прав республиксы и её «госвласти», сохранения должности «Президент Татарстана» и т. п. Требование об отделении от РФ они не заявляют, по крайней мере, публично. Но лишь потому, что такая команда пока ещё не поступала из Казанского кремля.

Радикальные же организации, к примеру, Милли Меджлис – татарское «национальное правительство в изгнании» – в него входят и зарубежные, и российские татары, или Союз татарской молодёжи  «Азатлык», переводится, кстати, как «свобода», указаний сверху не ждут. Россию они объявляют враждебным государством – колонизатором, а  русских оккупантами, и ставят своей задачей достижение полной независимости республикасы Татарстан от РФ. Информационную поддержку им оказывают американцы – редакция татарского радио «Азатлык» находится в Праге и официально финансируется Конгрессом США. Есть и ещё более радикальные татарские объединения, вроде, «Татарский фронт», «Правые татары» и т. д. Последние требуют создания независимого татарского государства в границах не современного Татарстана, а всех территорий, входивших некогда в Золотую орду. Тюменскую область, к примеру, они называют Восточным Татарстаном. Наконец, помимо татарских националистических, в Татарстане удобно устроились  экстремистскими исламские организации, опекаемые зарубежными исламскими радикалами. Эту тему я здесь опускаю, но здесь мы выходим на более широкую тему этнической олигархии и потенциальных проблем, связанных с нею.

Точки дестабилизации: ПРО ЭТНОКРАТИЮ, ЭТНООЛИГАРХИЮ И НАШИ РУССКИЕ ПРОБЛЕМЫ. Ч.2.

Игорь Михеев

для Русской Стратегии

http://rys-strategia.ru/

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц