1. «Как смотреть кино», Антон Долин
Для кого: для тех, кто хочет разобраться в истории кино в экспресс-режиме
Несмотря на то, что книга позиционируется как детская, мы рекомендуем начать самостоятельное изучение кино именно с неё. Не стесняйтесь возрастной маркировки, кто ещё объяснит вам на пальцах самые простые вещи: почему кино нужно смотреть на больших экранах с субтитрами, а не в дубляже, например.
В книге всего 150 страниц, половина из которых – иллюстрации, выполненные не кем-нибудь, а номинантом на «Оскар» Константином Бронзитом. На прочтение книжки вам понадобится в худшем случае часа два, по истечении которых в вашей голове сложится четкая система представлений о том, как развивалось кино и в какой точке оно находится сейчас.
2. «Лучший год в истории . Как 1999-й изменил всё», Брайан Рафтери
Для кого: для любителей голливудского кино
«Бойцовский клуб», «Матрица», «С широко закрытыми глазами» — все эти фильмы вышли в одно время, в 1999-ом году. И это лишь самые громкие названия, в 1999-ом в Голливуде случился никем не запланированный бум экспериментов, которые с переменным успехом стартовали в прокате, но прошли проверку временем и приобрели статус культовых.
Об этом периоде в истории Голливуда советуем почитать книгу Брайана Рафтери «Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил все». В своём масштабном исследовании Рафтери приводит много интересных фактов из истории создания фильмов и анализирует, почему с тех пор всё изменилось.
3. «Лакан в кино», Виктор Мазин
Для кого: для тех, кто интересуется психоанализом
Психоаналитик Виктор Мазин приглашает в воображаемый киноклуб во главе с ключевой фигурой психоанализа Жаком Лаканом. В книге собраны не только реальные комментарии Лакана о фильмах, которые ему довелось увидеть, но и некоторые замечания из семинаров, которые помогут взглянуть на тот или иной фильм через призму лакановского психоанализа.
Периодически в воображаемый кинотеатр заглядывают и другие знаменитые психоаналитики от Зигмунда Фрейда до Славоя Жижека, объясняя, что такое «нулевая степень хичкоковского монтажа» или откуда берется «конкурирующая ревность». Небольшой нюанс: книга изобилует специальной лексикой, без подготовки читать может быть сложновато, так что для начала советуем ознакомиться с основными понятиями лакановского психоанализа.
4. «Кира Муратова. Искусство кино», Зара Абдуллаева
Для кого: для поклонников творчества Киры Муратовой
Кинокритик Зара Абдуллаева анализирует особый, ни на что непохожий мир муратовского кинематографа с его вечными повторами и инопланетными персонажами. Кинематограф Киры Муратовой рассматривается в этой книге с точки зрения философии и поэтики.
Кроме того, в книге приведены два сценария и рассказ авторства Киры Муратовой, а также воспоминания тех, кому довелось работать с ней на съемочной площадке.
5. «Ларс фон Триер: контрольные работы», Антон Долин
Для кого: для тех, кто уже посмотрел все фильмы Триера, и жаждет узнать подробности о датском режиссере и его творчестве
Всё, что вы хотели знать о Ларсе фон Триере, его творческом методе, фантазиях, фобиях и не состоявшихся проектах. Долин собрал в одной книге множество интервью с Триером и его ближайшими соратниками и проделал огромную работу, проанализировав каждую из картин режиссёра вплоть до "Нимфоманки". Через них читать Триера чертовски увлекательно.
Что, например, вы скажете, если услышите, что каждый фильм датского режиссера заканчивается хэппи-эндом? Не спешите спорить, для начала прочтите «Контрольные работы».
6. «Лекции по кинорежиссуре», Андрей Тарковский
Для кого: для начинающих кинематографистов и тех, кому небезразлично творчество Тарковского
Эта небольшая 100-страничная книга составлена по материалам стенограмм лекций, прочитанных Тарковским на Высших двухгодичных курсах сценаристов и режиссеров при Госкино СССР. Буквально на пальцах знаменитый режиссер объясняет, почему понятие времени для кинематографа – центральное, как рождается сценарий, что такое кинематографический образ и почему режиссеру не стоит посвящать в свой замысел актера. Параллельно Тарковский рассказывает о своём кинематографическом опыте и делится наблюдениями за творчеством других мастеров, таких как Бергман и Брессон.
Книгу можно использовать как практическое руководство или в качестве пособия для изучения творческого метода Тарковского.
7. «Обладать и принадлежать», Рената Литвинова
Для кого: для ценителей современной прозы
В общественном сознании Рената Литвинова ассоциируется с жеманным заламыванием рук, «умирающим» голосом и одной единственной фразой из сериала «Граница. Таежный роман»: «Я летаю, я в раю!» Мало кто знает, что Литвинова закончила сценарный факультет ВГИКа и вообще не собиралась быть актрисой. На экранах Рената появилась благодаря Кире Муратовой, которая, заинтересовавшись сценарием Литвиновой, пригласила её сыграть в фильме «Увлеченья». Монологи для своей героини Литвинова писала сама.
И если кто-то считает Ренату актрисой одной роли или посредственным режиссером, то усомниться в её писательском таланте практически невозможно. В сборник «Обладать и принадлежать», выпущенный небольшим тиражом, вошли новеллы и сценарии Литвиновой, которые ранее никогда не издавались. Сейчас эта книга своего рода раритет, найти её в бумажном виде – задача не из легких. Так что, если вдруг где-то увидите, хватайте не сомневаясь.
8. «Дыхание камня: Мир фильмов Андрея Звягинцева», Андрей Плахов, Антон Долин, Евгений Васильев
Для кого: для очарованных эстетикой фильмов Андрея Звягинцева
В этом сборнике кинокритики и аспиранты вузов впервые предприняли попытку осмыслить эстетику фильмов Андрея Звягинцева. В книгу вошли также фрагменты мастер-класса самого Звягинцева, интервью с членами съемочной группы и множество дополнительных материалов.
Если вы давно интересуетесь творчеством Звягинцева и хотите разобраться, на чем базируется его киновселенная, рекомендуем начать с этой книги.
9. «Кино», Жиль Делёз
Для кого: для тех, кого интересует философская сторона кинематографа
Фундаментальный труд в теории кино. Книга Делёза представляет собой глобальное исследование кинематографа с философской точки зрения. Автор рассматривает кино как особый способ мышления и источник уникального опыта, который даёт нам возможность видеть и размышлять.
Чтобы лучше понимать и тоньше чувствовать кино, рекомендуем прочесть эту книгу. Страниц в ней много, но оно того стоит.
10. «Заметки о кинематографе», Робер Брессон
Для кого: для кинематографистов и любителей афоризмов
Эта небольшая книжеца – сборник заметок на полях одного из самых знаменитых французских кинорежиссеров Робера Брессона. Наблюдения Брессона поэтичны и не всегда прозрачны, они представляют собой некоторые правила, которые нужны кинематографисту, чтобы их смело нарушать.
Вместе с тем короткие, но емкие фразы Брессона можно воспринимать безотносительно кинематографической практики, как ещё одну творческую форму самовыражения автора.
Больше материалов об авторском кино ищите на канале в Telegram.