На первый взгляд кажется что между платьем и домом мало общего. На самом деле и мода и архитектура имеют одни корни.
Костюм это малая архитектурная форма. У нее те же пропорции, тот же конструктив, те же декоративные приемы.
Если взять, для примера, один из самых ярких архитектурных стилей - рококо и посмотреть на костюм той эпохи, то мы увидим как много у них общего.
И это не удивительно,ведь и костюм и здание это оболочка для жизни человека.
Стиль рококо многие сейчас считают безвкусным, вычурным, с изобилием декора и деталей. Но этот стиль ведь был отражением той эпохи - расцвета Франции. Он был навеян образом жизни королевского двора, где правила балами Мари́я-Антуане́тта, одна из первых законодательниц моды. Именно она возвела костюм в ранг искусства, огромные витиеватые прически и кринолины. Роскошная отделка ее туалетов и туалетов ее придворных не могла не отразиться и на внутреннем убранстве дворцов.
В интерьере появились плавные линии, асимметричные орнаменты, обилие цветочных принтов, богатая изысканная отделка. С одной стороны стиль рококо отлично сочетался с предшествующим стилем барокко, часто барочные здания скрывали внутри себя интерьеры рококо, с другой стороны в стиле рококо можно проследить зарождение модерна, которому так же свойственны плавные линии, растительный орнамент, асимметрия. Так же в стиль рококо подарил нам стиль Шинуазри́ , так как был очень эклектичен и использовал в своем декоре китайские и японские мотивы.
Закономерность и связь костюма с архитектурой можно проследить и на примере русского зодчества. Кокошник на голове девушки имеет ту же форму и те же декоративные приемы, что и резьба на русской постройке. Ажурная резьба очень напоминает кружева, которыми украшали рукодельницы свои наряды.
Когда я училась в институте на факультете дизайн одежды, на первом курсе у нас был такой предмет - архитектоника. Архитектоника в переводе с греческого построение художественного произведения. Прежде чем приступить к моделированию одежды мы на примере малых форм изучали законы композиции, создавали симметричные и асимметричные композиции. Изучали пропорции, тренировали глазомер, искали красивые формы и силуэты, работали с придуманным модулем, с его пропорцией и размером. Целый год мы работали с картоном и бумагой, прежде чем взять в руки ткани.
Самое интересное, то, что и мода и архитектура работают с текстурами и различными сочетаниями материалов. И в костюме и в здании учитываются законы гравитации и оптические законы.
Можно разными путями достичь нужного эффекта - с помощью конструктивного решения или с помощью оптической иллюзии. Многие известные архитекторы с удовольствием переключаются с архитектуры на дизайн. Потому что в дизайне быстро можно увидеть результат, получить обратную связь, поэксперименти́ровать. Архитектура - долгая история, не каждой задумке архитектора суждено осуществиться. Долгие согласования, дорогостоящее строительство, на которое уйдут годы. Архитекторов часто подкупает то, что в дизайне все происходит быстрее.
Среди архитекторов и дизайнеров одежды нет конкуренции, они с удовольствием черпают идеи и вдохновение друг у друга.
Модельер Мишель Смит, всегда восхищалась творчеством Захи Хадид, поэтому она, вдохновившись создала коллекцию их хлопка, где сразу прослеживается геометрия и пропорции свойственные строениям знаменитого архитектора.
В тоже время и сама Хадид внесла и свою лепту в мир моды, создав свою версию сумки для Louis Vuitton , а ее туфли небоскребы, для
United Nude (Юнайтед Нюд )напоминают ее архитектурные строения.
С платьем Па́ко Раба́н (фр. Paco Rabanne) ситуация обратная. Это платье послужило для архитектора Янга Каплицки вдохновением для создания торгового центра в Бирмингеме.
Архитектура вдохновляется смелостью и креативностью моды, а мода работает по законам архитектуры.
Продолжение темы