Найти тему
Анастасия Миронова

Как меня в Ливерпуле заставили каяться за рабство

Фото: liverpoolmuseums.org.uk
Фото: liverpoolmuseums.org.uk

Много лет назад я была в Международном музее рабства в Ливерпуле. Мой визит пришелся на очередную годовщину запрета работорговли в Великобритании. Это было 27 августа 2008 года, кажется, через год после полноценного открытия музея. Я в тот день пришла в музей рано утром и оказалась в числе нескольких других, исключительно иностранных, визитеров. В основном там были, помнится, японцы, кажется, китайцы, было несколько арабов, пакистанцы, индийцы.

Мы разбрелись по этажам, как вдруг раздалась тяжелая музыка и в холле первого этажа появились сотрудники музея. Они объявили о памятной дате, рассказали, почему музей рабства был основан именно в этот день. А потом музейные работницы неожиданно призвали нас всех преклонить колени и попросить прощения у жителей Африки, угнанных в Европу и США, и у их потомков. Попросили очень настойчиво. Если верно помню, даже предложили повторить какую-то извинительную клятву.

Мы, туристы, стояли недоуменные. Я не видела среди нас ни одного британца или американца. Из европейцев были только я и моя украинская подруга с украинским же бойфрендом - так себе европейцы.

Однако музейные служители столь ловко все обделали, что мы, русская, украинцы, японцы, китайцы, арабы с пакистанцами и даже индусы, были вынуждены поклониться и попросить прощения у африканцев

Тогда я едва ли не впервые поняла, что идеализация раскаяния рабовладельцев приняла монструозные черты и способна оттолкнуть здравомыслящего человека. Нет, ну какое отношение все мы, от русских до индуса, имели к африканским рабам?

Другой случай произошел со мной вскоре в Лондоне. Соседка, молодая полька-танцовщица, стала встречаться с чернокожим французом. Очень красивый парень, правда, вроде как, где-то женатый, но это под вопросом. Он родился во Франции, его родители и, вероятно, даже деды с прадедами родились во Франции. Никто из его предков не был рабом, они происходили из богатого рода, который покинул земли Сьерра-Леоне еще в XIX веке. И вот этот паренек, забыла его имя, принес нам с мужем поляком, на Пасху посмотреть фундаментальный американский многосерийный эпос про рабство Roots. Известный фильм на нескольких кассетах. И достаточно нудное - мне было тяжело смотреть. Что еще дарить европейцам на Пасху? Конечно, кино про работорговлю.

Кадр из фильма Roots, 1977
Кадр из фильма Roots, 1977

Прошло время. Может быть, недели две. Паренек, не помню его имени, снова пришел к соседке и встретился со мной.

"Ну как, посмотрели фильм?"

Я с жаром поблагодарила за кино и сказала, что мне очень понравилось.

"Хорошо, - кивнул парень. - А вы ничего не хотите мне сказать?"

Я еще раз поблагодарила: спасибо, мол, с удовольствием посмотрела.

А он неожиданно:

"Вы нам всем извинения принести не хотите?"

Я даже опешила:

"И за что же?"

"Как за что? За рабство".

Тогда я окончательно поняла, что буду держаться от таких разговоров подальше. Мне просто это надоело.

Сейчас смотрю на происходящее в Америке и вспоминаю и тот Музей рабства, и чернокожего француза, который вдруг решил, что русские перед ним виноваты.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Подписаться