Найти в Дзене
Оля Кобзева

«Похороните меня экологично в России»

Как обстоят дела с экологичными похоронами в России?

По оценкам Green Burial Council, четверть пожилых американцев хотели бы упокоиться «зелёным» методом, а хозяйка похоронной службы Эми Каннингем отмечает, что примерно такая же доля её клиентов уже сделала такой выбор. Тем не менее эта практика пока что не стала общей нормой даже в тех странах, где забота об экологии является важной частью общественной повестки.

-2

В России экологичные похороны ещё не особенно популярны. Отношение к ним пока в чём-то напоминает то, что существует вокруг осознанного отказа от упаковки в магазинах: для одних возможность ходить за продуктами с экологичной авоськой — новый осознанный поступок, для других — примета недавнего прошлого. Мы спросили в нескольких службах Москвы и Санкт-Петербурга, смогут ли они помочь провести похороны по «зелёным» принципам. В одной компании на просьбу проконсультировать по поводу возможности провести похороны без гроба, в саване, отреагировали с недоумением: «Не слышали, это вы что-то выдумали, за годы работы первый раз такое». В другом агентстве сказали, что тело можно завернуть в саван, но уточнили, что самый простой гроб всё-таки понадобится для транспортировки тела: службы могут отказаться выносить его в непривычном виде. В любом случае, если обстоятельства позволяют, можно отказаться от бальзамирования и кремации, не покупать пластиковые венки и специальную одежду для церемонии.

В России существует компания Voyager, которая предлагает нестандартные похоронные услуги, включая биоразлагаемые дизайнерские гробы, биосаваны из грибных спор и похороны в морских рифах, правда, они намного дороже «стандартных» церемоний. Сейчас в разработке проект первого российского проматория, где тела будут превращать в плодородный компост. Технология под названием «промессия» была недавно разработана в Швеции, она основана на применении жидкого азота. Прах помещают в коробку из кукурузного крахмала и закапывают неглубоко в землю с возможностью посадить на месте захоронения мемориальное дерево.