Каждый раз я сталкиваюсь с одной и той же проблемой. Говорю человеку одно, а он как будто слышит другое.
Естественно, из-за похожих непониманий часто возникают споры и недомолвки. Видно, такая проблема довольно распространенная, поэтому немецкий психолог, один из ведущих ученых-коммуникологов, Шульц фон Тун, разработал свою модель «четырех каналов». Сегодня мы разберемся с ней. После этого, надеюсь, ваша коммуникация будет куда более эффективной.
Сам Шульц фон Тун считает, что скрытые уровни (смысловые значения) внутри сообщения воспринимаются наряду с его исходным значением и несут более сильное эмоциональное послание, чем исходный смысл.
Модель четырех каналов представляет из себя четыре уровня.
1. Уровень фактов. В нем содержатся те факты и данные о положении вещей, описанные в самом сообщении.
На данном уровне нужно задать себе вопрос: «Что именно я хочу сообщить?»
Не забываем, что (в идеале) каждое ваше слово должно стоять на своем месте, а говорить нужно кратко и четко.
Когда начинаешь применять технику, оказывается, что 90% слов, которые используют люди, похожи на мыльные пузыри. Они как бы есть, но толку от них нет. Разве что для красоты и потехи.
2. Уровень призыва к действию. Передает некое желание говорящего или призыв к какому-либо действию.
Задаем вопрос: «Что я хочу получить, говоря это?» Коммуникация обычно ведется с определенной целью. (У «просто поболтать» тоже есть цель. Например, снять напряжение или получить одобрение).
Необходимо учитывать, что полученное сообщение побуждает слушающего делать определенные вещи. И от того, как вы преподнесете его (сообщение, информацию..) , в большей степени зависит, последует действие или бездействие, а, быть может, и обратное действие (то есть действие, противоположное желаемому).
3. Уровень отношения. Выражает или вызывает восприятие отношения между собеседниками. «Что я думаю о тебе?» («Ты»-сообщение) или «В каком взаимоотношении мы находимся?» («Мы»-сообщение).
Данный канал выражает отношение к собеседнику. Нюансы того, как мы обращаемся к окружающим людям, демонстрирует наше мнение о них. На этом этапе обычно в ход вступают множественные когнитивные искажения, такие как эффект знакомства с человеком, эффект ореола, конформность и много еще чего.
В зависимости от выраженного к нам отношения мы чувствуем, как к нам относятся (принимают, отвергают, берут под опеку, не воспринимают всерьёз и т.п.). Хорошее взаимоотношение выражается в беседе «от равного к равному с взаимным уважением».
4. Уровень откровения. Что я хочу сказать о себе? («Я»-сообщение).
Помимо фактической части сообщения, мы в любом случае раскрываем информацию о себе. По тому, что вы говорите определенные вещи, уже можно сделать небольшой вывод. Следовательно тут тоже нужно быть внимательным. Это касается как намерения создать о себе определенное впечатление, так и невольное раскрытие внутреннего мира. Таким образом, каждое сообщение становится частичным слепком личности говорящего.
При применении данной модели получается не только воспринять обработанную информацию (без внешних шумов, так сказать), но и самому вести коммуникацию так, чтобы шансы быть понятым - и понятым правильно - стремились к 100%.
Всем счастья и эффективной коммуникации!