Найти тему
90 подписчиков

Модель «четырех каналов»

160 прочитали

Каждый раз я сталкиваюсь с одной и той же проблемой. Говорю человеку одно, а он как будто слышит другое.

Каждый раз я сталкиваюсь с одной и той же проблемой. Говорю человеку одно, а он как будто слышит другое.  Естественно, из-за похожих непониманий часто возникают споры и недомолвки.

Естественно, из-за похожих непониманий часто возникают споры и недомолвки. Видно, такая проблема довольно распространенная, поэтому немецкий психолог, один из ведущих ученых-коммуникологов, Шульц фон Тун, разработал свою модель «четырех каналов». Сегодня мы разберемся с ней. После этого, надеюсь, ваша коммуникация будет куда более эффективной.

Шульц фон Тун. Радуется, что все его понимают.
Шульц фон Тун. Радуется, что все его понимают.

Сам Шульц фон Тун считает, что скрытые уровни (смысловые значения) внутри сообщения воспринимаются наряду с его исходным значением и несут более сильное эмоциональное послание, чем исходный смысл.

Модель четырех каналов представляет из себя четыре уровня.
1. Уровень фактов. В нем содержатся те факты и данные о положении вещей, описанные в самом сообщении.
На данном уровне нужно задать себе вопрос: «Что именно я хочу сообщить?»
Не забываем, что (в идеале) каждое ваше слово должно стоять на своем месте, а говорить нужно кратко и четко.
Когда начинаешь применять технику, оказывается, что 90% слов, которые используют люди, похожи на мыльные пузыри. Они как бы есть, но толку от них нет. Разве что для красоты и потехи.

2. Уровень призыва к действию. Передает некое желание говорящего или призыв к какому-либо действию.
Задаем вопрос: «Что я хочу получить, говоря это?» Коммуникация обычно ведется с определенной целью. (У «просто поболтать» тоже есть цель. Например, снять напряжение или получить одобрение).
Необходимо учитывать, что полученное сообщение побуждает слушающего делать определенные вещи. И от того, как вы преподнесете его (сообщение, информацию..) , в большей степени зависит, последует действие или бездействие, а, быть может, и обратное действие (то есть действие, противоположное желаемому).

3. Уровень отношения. Выражает или вызывает восприятие отношения между собеседниками. «Что я думаю о тебе?» («Ты»-сообщение) или «В каком взаимоотношении мы находимся?» («Мы»-сообщение).
Данный канал выражает отношение к собеседнику. Нюансы того, как мы обращаемся к окружающим людям, демонстрирует наше мнение о них. На этом этапе обычно в ход вступают множественные когнитивные искажения, такие как эффект знакомства с человеком, эффект ореола, конформность и много еще чего.
В зависимости от выраженного к нам отношения мы чувствуем, как к нам относятся (принимают, отвергают, берут под опеку, не воспринимают всерьёз и т.п.). Хорошее взаимоотношение выражается в беседе «от равного к равному с взаимным уважением».

4. Уровень откровения. Что я хочу сказать о себе? («Я»-сообщение).
Помимо фактической части сообщения, мы в любом случае раскрываем информацию о себе. По тому, что вы говорите определенные вещи, уже можно сделать небольшой вывод. Следовательно тут тоже нужно быть внимательным. Это касается как намерения создать о себе определенное впечатление, так и невольное раскрытие внутреннего мира. Таким образом, каждое сообщение становится частичным слепком личности говорящего.

Картинка, чтобы стало понятнее
Картинка, чтобы стало понятнее

При применении данной модели получается не только воспринять обработанную информацию (без внешних шумов, так сказать), но и самому вести коммуникацию так, чтобы шансы быть понятым - и понятым правильно - стремились к 100%.

Всем счастья и эффективной коммуникации!