Найти тему
Густо Д.

Неделя с Войцеком. Латвия. Серебренников.

"Voiceks" Латвийского Национального театра - не самая моя любимая постановка Кирилла Серебренникова. Она уступает, например, этой - https://zen.yandex.ru/media/d_gusto/skudnye-sredstva-kirilla-serebrennikova-5ecf7a9a328cd338f31fe141

И тем не менее, эта работа 2012 года достойна внимания. Прежде всего потому, что превращение Франца Войцека в экспонат выставки максимально соответствует тому, что произошло на самом деле: в 1824 году бывший солдат Иоганн Христиан Войцек убил свою возлюбленную, а литератор Георг Бюхнер сделал из куска криминальной хроники произведение искусства.

Другая причина посмотреть спектакль - сцена убийства. Ревнивец втыкает нож в дверь, а жертва тем временем отходит. Зритель в восторге - ну наконец-то хоть один режиссёр догадался, что преступление происходит только в голове сумасшедшего! - и удивляется вместе с Войцеком, когда девушка оказывается мертва. Её отгораживают музейной бархатной лентой (такие ставят перед особо ценными картинами) и накрывают пузырчатой плёнкой. Тонко подмечено, что сразу найдется желающий эти пузырьки полопать.

Многое в постановке кажется эффектом ради эффекта, но мельтешению персонажей придаёт смысл музыка Екаба Ниманиса — композитора, знакомого нашему зрителю по спектаклям «Латышская любовь» Алвиса Херманиса и «Демоны» Элмара Сенькова.

Бахрома - самое модное в спектакле
Бахрома - самое модное в спектакле
Пытка деньгами - сомнительное издевательство доктора
Пытка деньгами - сомнительное издевательство доктора

Мари уходит, пока Войцек вонзает нож
Мари уходит, пока Войцек вонзает нож
Прямолинейненько: жертва с упрёком смотрит с видеостены
Прямолинейненько: жертва с упрёком смотрит с видеостены

В баре после убийства
В баре после убийства