Найти тему

Шадринский филиал Челябинской областной публичной библиотеки в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Продолжаем знакомиться с историей главной библиотеки Челябинской области. Расскажем об эвакуации фондов Государственной публичной исторической библиотеки в Шадринск.

Война! Твой страшный след
Живет в архивах пыльных,
В полотнищах побед
И в нашумевших фильмах.
Война! Твой горький след –
И в книгах, что на полках.
Николай Старшинов

В коллекции некнижных материалов Челябинской областной библиотеки

хранятся документы военного времени – письма сотрудников, акты, приказы и др., раскрывающие чрезвычайно важные детали работы областной библиотеки в те годы. Большая часть материалов посвящена работе Шадринского филиала Челябинской областной публичной библиотеки (далее – ЧОПБ).

В письмах заведующей этим филиалом А. И. Черноскуловой директору ЧОПБ Анне Федоровне Казаковой говорится о большом штабелировании фонда (речь идет о частном собрании краеведа В. П. Бирюкова в количестве 85000 ед. хр., подаренном библиотеке в 1935 г. и перемещенном из-за нехватки помещений для размещения фонда в Шадринский филиал); разборе книг актуальной тематики, договоренности со школой № 9 об изготовлении стеллажей; об отправке нескольких партий книг (каждая количеством 5000 экз.) в ЧОПБ: впоследствии именно эти книги перенаправлялись пострадавшим библиотекам Украины и Белоруссии для восстановления и пополнения утраченных и уничтоженных противником книжных собраний.

Согласно актам 1941–1945 гг. прослеживается неоднократная смена оперативного управления фондом Шадринского филиала ЧОПБ: в письме от 06.04.[1943 г.] за подписью директора библиотеки Миры Соломоновны Левит говорится, что во «исполнение указания Наркомпроса РСФСР 20000 экз. передать Курганской библиотеке, газетный фонд оставить за Челябинской областной библиотекой».

24.06.1941 г. А. Ф. Казакова, А. И. Черноскулова и тов. Кудрявцева составили подробный инвентаризационный акт о том, что в Шадринском филиале ЧОПБ: он насчитывал 169591 экз. книг и периодики, размещенных в пяти складских помещениях и дровянике здания полуразрушенной церкви недалеко от кладбища.Квитанция Шадринского Союзутиля на сумму 24 рубля 16 копеек

Квитанция Шадринского Союзутиля на сумму 24 рубля 16 копеек
Квитанция Шадринского Союзутиля на сумму 24 рубля 16 копеек

В акте от 19.09.1944 г., подписанном [М.] Костаревой и А. Черноскуловой указано: «сдано в утиль разбитых книг и брошюр около 8 тысяч весом 302 кг.». К акту прилагается квитанция Шадринского Союзутиля на сумму 24 рубля 16 копеек.

18 ноября 1941 г. из этой партии по железной дороге было отправлено в Челябинск 630 ящиков в сопровождении сотрудников библиотеки: Александры Семеновны Желобановой (1897–1980), Эмилии Давыдовны Микельсон (1902–1987), Анны Григорьевны Свидерской (1901–?). Их сопровождали дети-подростки: сын Э. Д. Микельсон Камрад Карлович Клибик (р. 1925–?) и Феликс Федорович Желобанов (1927–2004), ставший впоследствии известным разработчиком ядерного оружия.

В феврале 1947 г. Э. Д. Микельсон были написаны подробные воспоминания «Эвакуация в Шадринск», рукопись которых (на 29 листах с рисунками автора) сохранилась в архиве ГПИБ. Они подготовлены к публикации в сборнике документов «Историческая библиотека в годы Великой Отечественной войны» и отражены в статьях заведующего справочно-библиографическим отделом Государственной публичной исторической библиотеки, кандидата исторических наук
К. А. Шапошникова.

Храм Вознесения Христова в Шадринске, в котором в 1941-1944 гг. хранились эвакуированные книги. Фото из архива Государственной публичной исторической библиотеки
Храм Вознесения Христова в Шадринске, в котором в 1941-1944 гг. хранились эвакуированные книги. Фото из архива Государственной публичной исторической библиотеки

Состояние Шадринского филиала ЧОПБ описано детально (вплоть до защиты фонда от грызунов и местных хулиганов), для изучения истории нашей библиотеки это представляет особый интерес, поэтому приведем эти воспоминания без сокращений: «Церковь оказалась занятой литературой филиала Челябинской областной библиотеки, лежащей навалом прямо на полу. Пришлось срочно организовать разбор этой литературы и размещение ее в алтаре и в подвале церкви, а газеты относить в подсобные кладовушки колокольни. В этой работе принимали участие кроме нас и ребята. Часть литературы совсем увезли из церкви в предоставленное Горисполкомом новое помещение, ибо предвиделось прибытие еще нескольких вагонов наших книг. После, когда оказалось, что наших книг больше не прибудет, эту литературу вновь вернули в церковь. Лишь после этого можно было перевозить наш груз. С перевозкой было много трудностей. Грузчиков пригласим, а обещанную машину не дадут, пока грузчики не отказались совсем, и нам своими силами пришлось обеспечить перевозку с погрузкой и выгрузкой ящиков. Много помогли Феликс и Камрад, работая за взрослых мужчин. Разместив груз в церкви с решетками на окнах, мы считали, что он в совершенной безопасности. Дверь от входа в храм мы запирали на замок, а церковные двери, высотой почти в два этажа, закрывались на громадный крюк, которым мы вначале едва владели в одиночку, но потом приладились и ловко им орудовали.

… во внутрь пытались залезать разные непрошенные любопытные и нам пришлось прекратить после практику проветривания помещения церкви,
тем более, что при выборочном вскрытии ряда ящиков с книгами, никакой сырости или плесени не обнаруживалось. Стекла в большей части окон храма давно были выбиты и помещение в достаточной степени проветривалось.

…Загадочные ящики, хранящиеся под охраной двух безоружных женщин в заброшенной церкви, привлекли внимание местной банды подростков, использовавших кладбище как место нападения на проезжающих мимо колхозников. Нападения на церковь происходили ежедневно, была сломана оконная решетка, через решетки вытаскивались книги Челябинской библиотеки, лежавшие навалом под окнами. Сотрудницы опасались поджога. В Эмилию Микельсон стреляли из обреза, но пуля ударилась в церковную дверь. Шадринская милиция бездействовала и предлагала «самим приобрести оружие и охранять».

Нападения на церковь продолжались вплоть до лета 1944 г., когда стало известно о возвращении в Москву. 27 августа 1944 г. ящики с книгами были загружены в вагоны, 30 августа состав отправился из Шадринска и 9 сентября прибыл в Москву.

Помимо сохранения и защиты фондов двух библиотек специалисты ГПИБ занимались отбором из числа дублетных и запасных экземпляров ЧОП для пополнения фонда Государственной публичной библиотеки. Отвечала за эту работу А. С. Желобанова. В письмах директору ЧОПБ Б. З. Шайкевич говорилось о методике сплошного «просмотра книг, находящихся в алтаре». 06.08.1942 г. Александра Семеновна сообщила Белле Захаровне свое мнение о составе фонда Шадринского филиала: «… филиал – обуза для областной библиотеки, поэтому как можно быстрее надо забрать лучшие книги…, а ненужные оставить музею».

Так закончилась малоизвестная страница эвакуации фондов одной из крупнейших московских библиотек в Челябинскую область, непосредственно повлиявшая на судьбу фонда ЧОПБ.

Автор: Юлия Яхнина, зав. отделом редких книг ЧОУНБ