Найти тему
Инвест инсайдер

ТОП-10 трендов, как изменится мир после коронакризиса

Оглавление

Ни для кого не секрет, что текущий кризис уже охарактеризовал себя драйвером существенных изменений – в обществе, в экономике, в подходах к управлению. Но какими будут эти изменения, каким станет новый, посткоронавирусный мир?

За последние пару-тройку месяцев мы все на себе протестировали практически полную цифровизацию потребительского опыта, и этот эксперимент для многих из нас оказался успешным. Мы наблюдали, как длительный период все спокойно находились в самоизоляции, хотя представить себе такое лет десять назад было абсолютно невозможно. Люди жили все это время в онлайне, и сейчас можно прогнозировать, что прежний формат жизни обратно уже не вернется никогда, да это и не нужно. Те услуги и сервисы, которые доказали свою жизнеспособность в онлайне, теперь будут прекрасно работать и дальше. Вместо командировок – совещания в Zoom, вместо супермаркетов и ресторанов – доставка еды на дом, все финансовые вопросы можно решить в смартфоне, даже встречи с друзьямипо видеосвязи. Все это уже не просто реальность, а самая настоящая необходимость.

Мы поразмышляли и собрали ТОП-10 трендов про то, каким может быть новый, посткоронакризисный мир.

1. Количество цифровых потребителей будет стремительно расти.

Благодаря этому кризису целый пласт клиентов, которые по старой памяти ходили в офлайновые отделения за финансовыми сервисами, теперь начали пробовать онлайн. Это начало нового долгосрочного тренда. Подобные же изменения коснулись и сфер товаров и услуг: самоизоляция всем показала, что совершать покупки онлайн – удобно. Люди стали потреблять больше видеоконтента в онлайн-кинотеатрах, поскольку ходить, как раньше, в кино или в музеи стало невозможно. Преимущества налицо: намного удобнее посмотреть, например, выставку какого-то художника онлайн – без очереди на вход, толпы в залах, рисков инфицирования и с индивидуальной экскурсией. Технически все это было возможно и раньше, но нужен был импульс для изменения паттерна потребления, и он случился.

2. Сектор люкса пострадает

в результате текущей ситуации. Например, радикально изменится индустрия моды. Нынешние люксовые бренды будут терять свою актуальность, так как всю эту красоту просто некому показывать, сидя дома.

3. Нас ждет резкое сокращение путешествий и особенно – бизнес-командировок.

Многие компании за время пандемии опробовали модели взаимодействия в удаленном режиме через видеоконференции и поняли, что это работает ничуть не хуже, чем командировки, конференции, семинары и выставки.

4. В мире будет больше понимания того, что к природе нужно относиться с уважением,

и больше желания бороться с глобальным потеплением. У экологического движения будет больше аргументов. Изменение климата, по всей видимости, будет приводить к такого рода пандемиям все чаще и чаще, так как оно выводит биосферу из состояния равновесия. Не может не радовать, что рост количества удаленных работников приведет к снижению потребления офисной бумаги и сокращению других производственных расходов.

5. Сектор здравоохранения останется «на коне»,

как государственное, так и частное. У людей будет больше понимания того, что здравоохранение имеет значение, и хорошая подготовка может помочь справиться со следующей пандемией. В целом и здравоохранение, и оказание услуг здравоохранения в режиме онлайн - это тот бизнес, который будет развиваться быстрее всего.

6. Онлайн-образование наконец-то получит импульс к развитию.

Про онлайн-курсы говорили еще 10 лет назад, но именно сейчас массовое онлайн-обучение стало востребовано как никогда.

7. Мы не будем лишний раз ездить на работу,

что не может не радовать, потому что это плохо для планеты и напрасная трата времени. В последние годы многие жаловались, что приходится терять время в дороге, особенно в пробках. Сегодня, как видим, у нас появилась возможность более гибко распоряжаться собственным временем – главным и наиболее дефицитным человеческим ресурсом.

8. Не привязанные к офисам люди станут больше заботиться об условиях своего проживания,

будут покупать квартиры и дома в комфортных поселках за пределами города. Вместе с льготными условиями по ипотеке этот тренд поддержит спрос на качественную и просторную жилую недвижимость, поэтому стройка и все от нее производные индустрии не должны ощутить существенного проседания.

9. Бесконтактность всего.

Мы будем уходить в цифру, и это несет новые большие риски, потому что рост темпа цифровизации опережает усиление безопасности в этой сфере. Вполне вероятно, что вслед за обычными вирусами придут вирусы цифровые.

10. На индивидуальном уровне нас ожидает еще больший уход «в себя»,

в социальные сети. История с пандемией даст еще более мощный импульс индивидуализации человека, станет новым толчком к «коллективному одиночеству». Наши деды социализировались гораздо больше, чем наши отцы, наши отцы – больше, чем мы, мы в молодости – больше, чем сегодня наши дети. Этот тренд неизбежен, к сожалению.

Мы не знаем, каким на самом деле будет будущее, к каким именно последствиям приведет коронакризис на горизонте нескольких лет. Очевидно, что парадигма современной жизни круто изменится. Давайте пофантазируем: а как вы считаете, каким будет новый мир?