Найти тему
Энергия из отходов

Доктор химических наук Валерий Петросян о результатах экспертизы завода “Энергия из отходов” в Казани

На сайте Минэкологии Татарстана был опубликован отчет немецких экспертов из Müller-BBM и LGA с анализом проекта «Энергия из отходов» в Казани. Специалисты смоделировали распространение выбросов и пришли к выводу, что завод полностью безопасен для окружающей среды.

Доктор химических наук, заслуженный профессор МГУ Валерий Самсонович Петросян прокомментировал результаты на пресс-конференцию с авторами международной экспертизы.

Было правильным решением выбрать ведущие в Европе компании для экспертного заключения по казанскому заводу. Это предприятие — одно из 500, которые за последние годы построила японско-швейцарская компания Hitachi Zosen Inova. Она успешно работает на всех континентах. Например, только в Токио 24 завода “Энергия из отходов”, большинство из них находятся в черте города и ни у кого из жителей не возникает вопросов.

Что касается системы раздельного сбора в России. Когда я был в 1976 года в США, там все выбрасывали все в один бак, а уже в мои последующие поездки в 1980-е в стране начали внедрять сортировку отходов. Население США стало приучаться к новому образу жизни, примерно также как и мы начинаем сейчас в России. У нас сейчас работает система сбора на два контейнера: “сухие” бумага, пластик, картон и “влажные” — это органические отходы и остальные, которые нельзя переработать. Те, отходы, которые легко дифференцировать будут отправляться на переработку. Те же, которые сложно дифференцировать сейчас составляют 50% отправятся на заводы по термической переработке.

Как видите я не использую термин “мусор”, а использую слово “отходы”. Потому что мусор, это то, что метет дворник на улице. А то, что жители собирают у себя дома, это отходы нашей жизнедеятельности из которых мы будем, экономя наши природные ресурсы получать вторичные материальные ресурсы, там где это возможно. А там где невозможно — перерабатывать термически в тепловую и электроэнергию.

В этом и помогут заводы, которые уже начинают строить: четыре в Подмосковье и один в Татарстане. Также Ростех, Росатом и ВЭБ.РФ заключили соглашение о строительстве не менее 25 заводов энергетической утилизации отходов, прошедших сортировку, в ближайшие 10 лет.

В мире 95% заводов по термической переработке используют технологию сжигания на колосниковой решетке. Образующиеся при сгорании в этих камерах токсичные вещества, такие как полиядерные ароматические углеводороды и диоксины, разлагаются из-за высокой, более 1260 градусной, температуре. При таком нагревании разлагаются не только бензапирены и его производные, но и все диоксины и фураны, которых мы больше всего опасаемся.

Критическая оценка экспертов показывает, что при всех максимально возможных негативных обстоятельствах на воздух в составе дымовых газов может выходить максимум 0,36 г диоксинов в год. Если вы разделите это на 364 дней, то вы поймете, что это одна тысячная грамма в день.

При этом надо учитывать, что это все еще будет распределяться в атмосферных потоках в разные стороны. В рамках концепции химической безопасности, которую я докладывал в 2005 году, я ввел такое понятие, как “химический спутник Земли”. Оно показывает, что любые вредные выбросы: от свалок, машин, заводов, все эти молекулы могут вращаться даже вокруг Земли. Ветер будет нести их до тех пор, пока они не столкнуться с дождевым облаком и только тогда выпадут на той территории, на которой в данный момент идет дождь или снег. Так было например в 1986 году в Чернобыле, когда взорвался атомный реактор, тогда первый радиоактивный дождь выпал в Швеции. И так происходит со всеми выбросами, которые имеют место быть на всем земном шаре.

Поэтому беспокоится о том, что над Татарстаном будет идти дождь и та одна тысячная грамма диоксинов, которая будет выбрасываться в день, предположим, если она вообще будет, попадет именно на территорию республики, не нужно.

Исследования показывают, что свалки выбрасывают в 10 тысяч раз больше вредных веществ, чем современный завод по термической переработке отходов. Поэтому те люди, которые говорят, что не надо строить заводы, надо оставить свалки, то они либо не понимают, о чем они говорят, либо они делают по каким-то причинам сознательно.