Найти в Дзене

"Слово о полку Игореве". Предтатарское опустошение русского Юга и Киева.

Оглавление

1. Опустошение Руси.

Опустошение Русского юга продолжалось весь период с 1169 до монгольского нашествия. В это время борьба с половцами достигает высшего напряжения, а вторжения кочевников и разорение края становятся явлением обыденным и нормальным.

Население продолжает, как и раньше, бежать на северо-восток и на запад. Отложив на время свои ссоры, князья предпринимают совместно походы в половецкие степи, врасплох нападают на половецкие вежи, уводят оттуда пленников, скот, коней; но половцы платят им тем же и, в свою очередь, совершают набеги на пограничные русские села, возвращаясь к себе с еще более богатой и разнообразной добычей. Так идут годы. В этой обстановке вырастали и сменялись поколения, в печальном сознании, что жизнь проходит под давлением темной роковой силы, от которой никуда не уйти и не скрыться.

2. Слово о Полку Игореве.

Это настроение, полное безвыходной грусти, без надежды на светлое будущее нашло свое выражение в поэтическом произведении той поры, в «Песни о Полку Игореве». Темой для безыменнаго автора послужил неудачный поход на половцев северского князя Игоря, закончившийся его пленением (1185). Богатое яркими образами, оно проникнуто сильным лиризмом, своего рода покорностью судьбе. Перед нами люди, надломленные жизнью; в прошлом они пережили мучительную драму. Не рог Роланда звучит в этой «Песни» уверенным и мощным призывом; нет, это Ярославна, жена несчастного Игоря, «утром рано на забрале кычет лебедью» и делится своим горем с ветром, солнцем, Днепром; это сам поэт печально следит за распрями князей, главной причиной торжества варваров; и когда он хочет отдохнуть душею, то мысли его обращены в прошлое: только там, в лице Владимира Мономаха, грозы половцев, блеснет для него настоящий луч, осветит и согреет его печальное настоящее.

3. Разгромы Киева.

А Киев-град падал все глубже и глубже. Взятый приступом, войсками Андрея Боголюбского, в 1169 г., он тогда был отдан на разграбление. В течение двух дней, опьяненный успехом, победитель разорял город, поджигал дома, убивал жителей, растаскивал чужое добро.

Не пощажены были монастыри и церкви; забраны иконы, книги, ризы, колокола. 34 года спустя (1203) Киев ожидала подобная же участь: он вторично взят и разграблен, но на этот раз его грабили русские совместно с половцами, что, конечно, лишь усилило бедствие.

Огню и мечу подверглись одинаково и нижняя часть города (Подол), и верхняя со своими главными святынями, св. Софией и Десятинною церковью.

Храмы были опустошены, лишены своих украшений, ценных вещей; в плен увели всю молодежь города, мужскую и женскую; монастыри также подверглись разгрому — монахи и монахини угнаны в степь на тяжелую, а кто и на позорную работу. Уцелели только купцы иностранцы: они заперлись со своими товарами в каменных церквах и купили себе жизнь и свободу, отдав половцам половину добра. С тех пор, обесчещенный, надломленный и хилый, печально влачил Киев свои дни, в ожидании третьего, еще более горького разгрома —татарского (1240).

-2