Найти тему
Киновед в штатском

Минувшее будущее: 10 футуристических сай-фай фильмов, время действия которых уже в прошлом

Оглавление

Почему режиссеры любят фантастику? Все очень просто - обращение к "технологиям будущего" делает возможным использовать самые удивительные придумки, не слишком заботясь о том, насколько убедительно они выглядят на экране. Почему фантастику любят зрители тоже понятно - подобные картины заставляют наше воображение работать на предельных оборотах. Некоторые картины демонстрируют нам миры и эпохи, которые мы, вероятно, никогда не увидим - будь то далекие галактики или времена отстоящие на тысячи лет вперед. Иные ленты заглядывают в обозримое будущее, всего на пару десятков лет, но с учетом того, что жанр уже имеет весьма внушительную историю, получилось так, что в некоторых вариантах "будущего" из фантастических фильмов мы "живем" прямо сейчас.

Постер фильма "Шестой день"
Постер фильма "Шестой день"

Я предлагаю вам заглянуть в "прошлое будущее", в те фильмы, которые рисовали начало XXI века, как удивительное время, до которого еще жить да жить. Для нас это теперь современность, а иногда даже день вчерашний. Что авторам удалось угадать, а чего и близко не получилось - давайте смотреть вместе. Вперед, в Тардис!

"Власть огня"

Вы заметили, что про драконов совсем перестали снимать фильмы? Оттого крылатых монстров и приняли так тепло в "Игре престолов", что зрители по ним очень соскучились. И хотя обычная среда для огнедышащих ящеров - это фэнтези, есть одна картина, которую зрители любят, несмотря на ее весьма неправдоподобный сюжет. Речь о "Власти огня", фильме, в котором земля оказывается практически уничтожена нашествием драконов, до сих пор прятавшихся под Лондоном. Основное действие этого боевика разворачивается в 2020 году, та что вам решать, насколько ситуация за вашим окном похожа на мир, в котором Мэттью Макконахи на танке гоняется за драконом. Впрочем, год еще не закончен - кто знает, может предсказание "Власти" еще сбудется...

Кадр из фильма "Власть огня"
Кадр из фильма "Власть огня"

"Воины света"

В некоторых жанрах очень сложно совершать революционные изменения, слишком уж плотно они сидят на привычных штампах и клише. Вампирские хорроры в последние годы многие пытались перекроить, но наиболее убедительно это получилось у братьев Спириг, снявших фантастический боевик "Воины света" с Итаном Хоуком и Уиллемом Дефо в главных ролях. Действие этой ленты разворачивается в 2019 году в мире, где глобальная эпидемия превратила большинство людей в кровососов, но тем самым поставила человечество на грань вымирания - обычной крови на всех не хватает. В реальности мы, к счастью, смогли избежать превращения заразившихся коронавирусом в вампиров, но крупнейшую пандемию нового века действительно пережили.

Кадр из фильма "Воины света"
Кадр из фильма "Воины света"

"Остров"

О фантастическом "Острове" обычно вспоминают лишь в том контексте, что эта лента стала первой кассовой неудачей в фильмографии режиссера и продюсера Майкла Бэя. Действие этого боевика разворачивается в глянцевом футуристичном 2019 году, когда богачи могут заводить себе клонов, которые впоследствии послужат донорами органов для необходимых им операций. Наверняка, где-то в секретных бункерах Билла Гейтса или Путина над этими работают, но к прошлому году технология, очевидно, отработана еще не была. Вместо мира клонов-людей мы получили мир клонов-фильмов про Трансформеров того же Бэя. Не знаю даже, что лучше...

Кадр из фильма "Остров"
Кадр из фильма "Остров"

"Патруль времени"

Боевик "Патруль времени" неслучайно считается одним из лучших в карьере Жан-Клода Ван Дамма - в нем удачно сочетаются увлекательный сюжет, простор для экшена и харизма ведущего актера. А вот с чем в картине беда, так это с точностью предсказания будущего - Сэм Рэйми и Питер Хайамс ткнули пальцем в небо, указав временем действия своей картины 2004 год. Ожидание: путешествия во времени. Реальность: зарождение Facebook и первый эфир "Дома-2". Единственное, в чем авторы "Патруля времени" совершенно точно окажутся правы, когда технология прыжков в прошлое и будущее все-таки будет открыта - это то, что люди непременно найдут способ использовать ее в самых гнусных целях. Я гарантирую это!

Кадр из фильма "Патруль времени"
Кадр из фильма "Патруль времени"

"Шестой день"

Еще одна картина о клонировании, и снова мимо. Впрочем, из "Шестого дня" можно сделать простой вывод - копии Арнольда Шварценеггера миру не нужны, иначе он бы к этому дню породил бы еще десяток фильмов про Терминатора и занял бы губернаторские кресла по всей Америке. К счастью, в 2015 году, как это было показано в фильме, прорыва в технологиях клонирования человека не случилось, как не случилось рывка в развитии голографической связи и вооружении армий лазерными винтовками. Полагаю, что все дело в том, КАК снимался "Шестой день" - треть его бюджета ушла на гонорар Железному Арни, а из остального слепили то, что мы сегодня имеем. Стоп, так получается, что фильм предсказал российскую коррупцию?!..

Кадр из фильма "Шестой день"
Кадр из фильма "Шестой день"

"Суррогаты"

Это спорный пункт - пусть и в несколько иной форме, но "Суррогаты" сумели предсказать не столько форму современного мира, сколько направление, в котором мы движемся. И особенно четко эти тенденции стали проявляться в период самоизоляции - мир действительно стал активнее использовать онлайн-доставку, виртуальные развлечения и удаленные формы работы. До тел-аватаров, которые вместо нас будут ходить по улицам, дело пока не дошло, но мы явно шагаем в эту сторону. Может быть, если бы авторы фильма не поменяли оригинальное время действия сюжета исходного комикса с 2054 года на 2017-й, они бы и оказались точнее, но по итогу и предсказание не оправдалось, и фильм в прокате провалился.

Кадр из фильма "Суррогаты"
Кадр из фильма "Суррогаты"

"Бегущий человек"

Стоит признать - реалити-шоу действительно стали главной скрепой телевидения не только в Америке, где они зародились, и не только у нас, где в реалити превратилось все ТВ от политических дискуссий до судебных заседаний. Не дошло дело пока только до убийств в прямом эфире под улюлюканье толпы, собравшейся в студии. Не выходят у нас пока участники кровавых соревнований под свет софитов в блестящих золотых комбинезонах, не отправляются на гладиаторские бои с наемниками в жутких доспехах, как это показано в "Бегущем человеке". Пока до этого дело не дошло. Но, вполне вероятно, все еще впереди - просто в какой-то параллельной вселенной 2019-й оказался гораздо более жестоким, чем наш. Похоже, там мировой кризис разразился чуть раньше.

Кадр из фильма "Бегущий человек"
Кадр из фильма "Бегущий человек"

"Терминатор: Да придет спаситель"

Пример "Терминатора", наверное, не совсем корректен - я сам уже как-то писал о том, что в этой франшизе все очень запутано, поскольку Судные дни в ней постоянно передвигаются по временной шкале, предотвращаемые то одним, то другим героем. Как бы то ни было, отмечу, что один из вариантов будущего, уничтоженного восстанием машин нам показывают в четвертом фильме - "Да придет спаситель". Зрители видят 2018-й, в котором человечество уже почти истреблено, Антон Ельчин жив, а Сэм Уортингтон все еще остается востребованным актером. Отдельно стоит сказать, что "Терминатор 4" - это еще не самое худшее, что случалось с франшизой, откровенно говоря, уровня первых двух картин ни одно из продолжений не достигло - словно сама Вселенная мстит людям, которые взялись менять будущее.

Кадр из фильма "Терминатор: Да придет спаситель"
Кадр из фильма "Терминатор: Да придет спаситель"

"Назад в будущее 2"

Не знаю, как вы, а я торжественно отмечал 21 октября 2015 года - день, когда Марти Макфлай посетил будущее из своего 1985-го. Однако, как тогда, так и сегодня мы вынуждены говорить: "Прости, Марти, мы все про...ли!" Никаких летающих машин, никаких самоподгоняющихся по фигуре курток, никаких автоматически зашнуровывающихся кроссовок и, конечно, никаких антигравитационных ховербордов. Мы не дождались "Челюстей -19" и не стали принимать как должное трехмерную голографическую рекламу, хотя получили видеоконференции и фитнесс для стариков. А самое главное - перемещения во времени по-прежнему невозможны, хотя они крайне важны. Марти без них погиб, как минимум, трижды - я об этом подробно писал вот здесь.

Кадр из фильма "Назад в будущее 2"
Кадр из фильма "Назад в будущее 2"

"Бегущий по лезвию"

Прямо скажем, не очень-то у Ридли Скотта получилось предсказать будущее - дождливый Лос-Анджелес 2019 года, переполненный людьми и роботами, совсем не похож на то, что мы имеем в реальности. В чем есть определенная схожесть, так это в том, что часть особенно продвинутых людей уже пользуется управлением домашней техникой голосовыми командами, ну и роботы для сексуальных утех пусть и достаточно дороги, но доступны. А вот с остальным - хуже. Технологически мы продвинулись не так далеко - полеты в космос не стали доступнее, киборги не стали неотличимы от человека, а центры городов не заняли громадные пирамиды транснациональных корпораций. Остается подождать 2049-го - может быть у Дэни Вильнева лучше получилось предсказать будущее в сиквеле "Бегущего"?

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию"
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию"

Даже не знаю, испытывать ли разочарования по поводу того, что кинопредсказания фантастических фильмов не сбываются - наверное, жить интереснее, когда мир полон сюрпризов. Пусть только сюрпризы будут не такими мрачными, как получилось в первой половине 2020-го. Хватит, натерпелись.

В кино все еще пойти нет никакой возможности, поэтому встречаемся на прежнем месте - у Киноведа. Я найду, чем вас развлечь, вы - главное - не болейте!