«Я занимаюсь здесь не философией истории, а рассказываю свою жизнь на фоне событий, с которыми она была связана»
Л. Троцкий, "Моя жизнь"
INTRO
Не могу спокойно наблюдать за бушующей на страницах «дзена» войной «сталинистов» против «антисталинистов». Имею свое мнение на этот счет и решил его выразить в свете сложившейся ожесточенной полемики.
Не отрицаю своих левых взглядов, также часто использую метод диалектического материализма в своих статьях. Однако, все больше можно встретить в наши нелегкие времена товарищей, которые искреннее не понимают, как можно уважать и гордиться Революцией 1917 года, Лениным, но при этом жестко критиковать Сталина. Этим товарищам хочу пояснить все одной статьей.
Я хочу дать слово не просто участнику Революции, Гражданской войны и всей постреволюционной движухи, но человеку, который был наиболее близок к Ленину. Человеку, который организовал Красную армию, был председателем СНК (Совет Народных Комиссаров). Так же Троцкий сделал огромный вклад в «Коммунистический интернационал».
Делаю выжимки из конкретных глав книги с некоторыми примечаниями.
ТРОЦКИЗМ В 1917 ГОДУ
Лев Троцкий отмечает, что большинство видных деятелей наступившего «сталинского режима», стояли на позициях оппортунизма еще в 1917 году. Они не были готовы к «реальной заварухе», к которой призывали Ленин и Троцкий:
…Партийное совещание, собравшее накануне приезда Ленина несколько десятков большевиков, показало, что никто не шел дальше демократии. Недаром протоколы этого совещания скрываются до сих пор. Сталин держал курс на поддержку Временного правительства Гучкова -- Милюкова и на слияние большевиков с меньшевиками. На такой же или еще более оппортунистической позиции стояли: Рыков, Каменев, Молотов, Томский, Калинин и все остальные нынешние руководители и полуруководители. Ярославский, Орджоникидзе, председатель украинского ЦИК Петровский и др. издавали во время февральской революции в Якутске совместно с меньшевиками газету "Социал-демократ", в которой развивали взгляды пошлейшего провинциального оппортунизма…
…Петроградская "Правда", редактировавшаяся до приезда Ленина Сталиным и Каменевым, навсегда осталась документом ограниченности, слепоты и оппортунизма. А между тем партия в массе своей, как и рабочий класс в целом, стихийно шли в сторону борьбы за власть. Другого пути вообще не было -- ни для партии, ни для страны…
Про Сталина во времена революции:
Он просто замолчал. Он был слишком скомпрометирован своим злосчастным руководством в течение первого месяца революции. Он предпочел отойти в тень. Он нигде не выступал в защиту ленинских взглядов. Он уклонялся и выжидал. В самые ответственные месяцы теоретической и политической подготовки к перевороту Сталин политически просто не существовал.
А вот обращение Троцкого, напечатанное за 2 месяца до революции, где он четко выражает свою позицию, в том числе и солидарность с Лениным:
"Перманентная революция против перманентной бойни! Такова борьба, в которой ставкой является судьба человечества".
ВОЕННАЯ ОППОЗИЦИЯ
Молодые и претенциозные представители «новой школы» уже в Гражданскую ставили палки в колеса. Троцкий описывает большую значимость Южного фронта, который и так подбрасывал множество проблем, в первую очередь, с казачеством. Там наметилась первая оппозиция, которую Троцкий называет «Царицынской».
У Троцкого появляются первые конфликты со Сталиным и Ворошиловым. Проявив интеллигентскую мягкотелость, Троцкий все же оставляет Ворошилова командовать в Царицыне, хотя тот несколько раз демонстрировал неподчинение приказам «центра».
Из письма Троцкого Свердлову:
Заявляю в категорической форме, что царицынская линия, приведшая к полному распаду царицынской армии, на Украине допущена быть не может... Линия Сталина, Ворошилова и К° означает гибель всего дела»
...Ленин готовил разгром сталинской группы. Нападение он открывал по линии национального вопроса. Когда я предложил компромисс, Ленин ответил: "Сталин заключит гнилой компромисс, а потом обманет"...
Лев Троцкий отмечает, что у «новой школы» большевиков во главе со Сталиным наметился курс на национал-социализм. Время показало, что мысль Троцкого была верной.
В «потере» Польши Троцкий так же обвиняет Сталина. Обратите внимание: доступ к Польше или Чехии был стратегически важен, т. к. эти страны граничат с Германией. Таким образом, Советская страна могла «поджечь Европу» уже с Германии, где было мощнейшее в мире социалистическое движение.
Нельзя не отметить, что одной из причин тех чрезвычайных размеров, которые приняла катастрофа под Варшавой, явилось поведение командования южной группы советских армий с направлением на Львов (Лемберг). Главной политической фигурой в революционном военном совете этой группы был Сталин. Он хотел во что бы то ни стало войти во Львов, и в то время, как Смилга с Тухачевским войдут в Варшаву.
ПЕРЕХОД К НЭПу И МОИ ОТНОШЕНИЯ С ЛЕНИНЫМ
После смерти Ленина создана была сложная и разветвленная историко-литературная организация по искажению истории наших отношений. Главный прием состоит в том, чтобы, вырывая из всего прошлого те моменты, когда мы расходились, и опираясь на отдельные полемические выражения, а еще чаще на прямые вымыслы, представить картину непрерывной борьбы двух "принципов".
Вот эпизод, как Сталин вплотную подбирался к власти:
Сталин как раз на Х съезде был намечен -- по инициативе Зиновьева и против воли Ленина -- в генеральные секретари. Съезд был уверен, что дело идет о кандидатуре, выдвинутой Центральным Комитетом в целом. Никто, впрочем, не придавал этому избранию особого значения. Должность генерального секретаря, впервые на Х съезде установленная, могла, при Ленине, иметь технический, а не политический характер. И тем не менее Ленин опасался: "Сей повар будет готовить только острые блюда", -- говорил он о Сталине.
Продолжение следует...