«Ни за что не покупайте квартиру в Мурино!» – недавно в ленте новостей в соцсети появилось тревожное сообщение от приятельницы, которая уже года три живет в одной из новостроек возле метро «Девяткино» и всегда была очень рада этому факту. Открываю, а там – пожар!
Оказывается, в ее доме случилась беда – загорелась квартира соседей... Но пожарная машина смогла подъехать к парадной только после того, как неравнодушные прохожие в буквальном смысле раскачали и убрали с проезжей части чужой припаркованный автомобиль. Даже на видео огонь на 21-м этаже 27-этажного огромного «человейника» полыхал так, что страшно смотреть. И такое тут сплошь и рядом.
К счастью, сгорела только квартира. Благодаря откликнувшимся на беду мужчинам, которые справились с мешающей машиной, – только одна. Спасибо и соседям сверху, которые пустили в свою квартиру пожарных и пытались хоть как-то помочь потушить разбушевавшийся огонь со своего балкона, рискуя жизнью вместо того, чтобы спасаться. И все это вечером, в самый час-пик, когда большинство жильцов уже вернулось домой. Понадобилась эвакуация – всего с подъезда были выведены 32 человека.
В официальных сводках потом написали: «К тушению привлекались 16 человек личного состава и 4 единицы техники. Благодаря грамотным и своевременным действиям пожарных жертв и пострадавших удалось избежать».
И слава Богу. К пожарным вопросов нет. Оперативно прибывшие на помощь машины и сотрудники службы спасения сработали быстро, четко, профессионально. Пожар был ликвидирован за 15 минут. А могли бы быстрее – если бы не машина неизвестного «героя» видео, прославившегося теперь на весь интернет.
Остается вопрос к качеству жизни в таких кварталах. Почему жизнь в этих новостройках изначально устроена так, что в любую минуту может погибнуть человек просто потому, что кто-то из соседей не там или не так поставил машину в узком проезде?
Приятельница говорит, что очень напугана этим случаем и впервые задумалась о смене места жительства. А также то, что с момента счастливого заселения в новый дом только на ее памяти это уже четвертый случай, когда машины пожарных или скорой помощи не могут проехать к нужному месту. Сейчас было страшнее всего, так как горело в соседнем подъезде буквально на этаж выше, и запах гари ощущается до сих пор. К тому же в Девяткино-Мурино, несмотря на плотную застройку высотными домами, нет собственной пожарной части, ближайшая – в Буграх. Это еще хорошо, что быстро приехали, быстро убрали автомобиль, быстро эвакуировали, быстро потушили.
Проблема в том, что люди так любят себя, что считают существующие проезды для пожарных машин созданными специально для удобной парковки их автомобилей поближе к парадной. А никакой альтернативы в проектах массового жилья эконом-класса застройщик зачастую и не предлагает. Вон у соседнего дома построили паркинг, а он всего лишь наполовину заполнен: к чему тогда лишние затраты? Пусть ставят свои машины там или где найдут. Тут не до философии, ведь у таких строительных компаний иная миссия – строим ценные квадратные метры у метро по доступной цене.
Некоторые застройщики, наоборот, чуть ли не кричат, что одним из преимуществ их жилого комплекса является закрытый, охраняемый «двор без машин». На деле же оказывается, что «закрыть» двор необходимо на деньги жильцов после общего собрания собственников или же компания имела в виду ограждение только со стороны многолюдного проспекта или проезжей части.
Не спасают ситуацию и многочисленные шлагбаумы, которые стали очень популярными за последние лет десять. Однако на такие преграды и пожарные, и врачи «скорой помощи» только жалуются: добираться до места, где случилась беда, все равно приходится через препятствия или вовсе пешком. Даже если проезды в таком дворе не перегорожены припаркованными машинами, часто «скорая» не может ни заехать, ни выехать, ведь сделать это можно только при наличии жителя с электронным ключом. Если больного необходимо госпитализировать, зовут на помощь соседей, чтобы донести человека на носилках до машины. А вот в случае с огнем сложнее. Такая спецтехника, как автолестница или подъемник, проехать под шлагбаум не может, а сами пожарные ломать преграду не имеют права – частная собственность. А пока они раскручивают рукава, бегают с огнетушителями и ищут того, кто бы мог открыть им двор, огонь продолжает уничтожать имущество и угрожать жизни сотен людей.
В идеале проезды внутри кварталов должны быть широкими (для многоквартирных высоток – 6 метров) и иметь площадку для разворота крупной спецтехники экстренных или аварийных служб. Кроме того, рядом с жилыми домами должно быть организовано большое количество парковочных мест, чтобы у автомобилистов даже не возникало желание загораживать своими машинами те самые жизненно важные внутриквартальные проезды. Но кто из застройщиков так на практике делает – большой вопрос. Ведь мало просто сказать, что будет «двор без машин», а на деле в конце строительства просто поставить клумбы или парочку «лежачих полицейских». Настоящий двор без машин нужно учитывать при проектировании квартала. Причем важно подойти к решению этого вопроса не только с точки зрения жителей-пешеходов, но и автомобилистов – комфортно в итоге должно быть и тем, и другим. Увы, пока такие жилые проекты на территории Петербурга и Ленобласти единичны. Так, в финском городке «Юттери» в Колпино и голландском квартале «Янила» во Всеволожском районе Ленобласти в каждом доме предусмотрели, казалось бы, простое, но эффективное решение – сделать парадные сквозными. То есть двусторонними: вход и выход из них доступен как в сторону парковки, так и в безопасный для прогулок двор. Таким образом, внутриквартальная территория позволяет гулять взрослым и детям, не опасаясь машин, а автомобилистам – быстро и легко попадать к месту парковки или разгрузки тяжелых покупок недалеко от своей парадной. В итоге спокойно всем.
Когда пешеходы не мешают машинам, а автомобили – гулять с коляской и непоседливыми детьми, нет причин для конфликтов. Когда дверные проемы достаточно широкие, это удобно не только для доставки мебели, но и необходимо в случае принятия экстренных мер. Когда все машины аккуратно стоят на своих парковочных местах по периметру квартала, нет проблем и с проездом спецтранспорта к нужному дому. Когда собственная управляющая компания и клиентский сервис обеспечивают круглосуточное видеонаблюдение, охрану и контроль доступа, можно быть уверенным в том, что в таком квартале жить действительно безопасно.
К сожалению, в нашем городе и области гораздо больше кварталов, где по внутридомовой территории сложно проехать даже с коляской. А уж на обычном легковом автомобиле и вовсе приходится пробираться со сложенными зеркалами заднего вида. В таких районах очень явно ощущается, как дорог не просто каждый сантиметр земли – тут даже воздух и то ценится на вес золота. Найти жилой проект, в котором было бы комфортно и действительно безопасно на все случаи жизни, невероятно сложно. В погоне за выгодной ценой мы часто не замечаем то, что на самом деле важно, а потом сожалеем о своем выборе в критических ситуациях.
Выбирая новый строящийся дом, в котором планируете жить, обращайте, пожалуйста, внимание на то, отвечает ли он всем требованиям безопасности даже на случай беды, которую, как известно, лучше предотвратить, чем бороться с ее последствиями. Когда люди в тяжелейшей ситуации ждут помощи, когда счет идет на минуты, важно не сколько стоит ваша квартира и где она находится, а как быстро вам смогут помочь.