Презентация бизнес-идеи — главное звено успешного старта. За последние годы я принимал участие в десятках мероприятий, где люди представляют свои проекты и ищут финансирование или другую поддержку. Во многих случаях идеи имеют потенциал, но их презентация настолько плоха, что почти никто не понимает, о чем она, и что остается, чтобы инвестировать свои деньги в эту идею. В этой статье вы найдете пример презентации бизнес-идеи.
Презентация бизнес-идеи
В этом руководстве я поделюсь 8 шагами, которые сделают вашу 10-минутную бизнес-презентацию настоящим магнитом для привлечения потенциальных инвесторов или партнеров.
Что делает Стива Джобса и Брайана Трейси отличными ведущими
Я посмотрел сотни презентаций (не только бизнес-идей), и одна главная вещь отличает тех, кто не «играет» от начала до конца, от посредственных. Да, это предварительная подготовка. Могут быть великие импровизаторы, но, по крайней мере, я их не встречал, и не очень профессионально было хорошо подготовиться, но решил, что вы «придумаете что-нибудь в последнюю минуту». Поверьте мне, это всегда показывает, когда кто-то подготовился.
Сначала я думал, что Стив Джобс был прирожденным ведущим и мог представить новое устройство «i», гуляя в парке, но правда немного другая. Каждая деталь в его презентациях была тщательно продумана и воспроизведена сотни раз, чтобы создать идеальное событие.
Тот же принцип применим к Брайану Трейси. Он сказал, что его плата за однодневное мероприятие была относительно самой низкой и самой высокой за 10-минутную речь. Очевидно, в этом нет логики, но он сказал, что, если у него есть 8 часов, чтобы выступить перед аудиторией, он меньше готовится, потому что (помимо рутины в тысячи часов перед аудиторией) он рассказывает обо всех своих концепциях и рассказывает все свои шутки. В одночасовой речи он должен синтезировать только самые важные вещи, а в 10-минутной речи он должен сфокусироваться на железе, чтобы собрать свой огромный опыт и знания, а также ключевые сообщения для конкретной аудитории всего за десять минут.
Таким образом, для того, чтобы как можно лучше представить нашу идею или проект, полезно подготовить разные версии нашей презентации. Один может быть со слайдами (до 10 минут), другой может быть для мероприятия на природе (до 5 минут), а третий может быть ответом на вопрос «Чем вы занимаетесь» и будет в течение 1-2 минут.
Давайте расскажем историю
Все инвесторы или клиенты — это прежде всего люди. Цифры важны, но эмоции обычно имеют приоритет при принятии решения о поддержке проекта или нет. Нет более веского аргумента в пользу возможности идеи, чем ее создатели использовать свой собственный продукт, и это является результатом проблемы, с которой они столкнулись. Одно дело сказать, что мы создали этот бизнес за деньги, другое — рассказать личную историю нам или нашим близким.
Если мы думаем об этом, крупные компании постоянно используют истории для передачи своих сообщений. Кто не слышал о бедном мальчике, строящем бизнес на миллиард долларов в своем гараже? Или для человека, у которого была мечта — создать лучший продукт на рынке? Истории — это мощный инструмент влияния. Я даже не хочу упоминать, что они являются основой почти всех мировых религий.
Вернемся к нашей задаче — сделать 10-минутную презентацию. Когда я представил свою идею бизнес-ангелам и фондам в первом выпуске Академии StartUp, я рассказал историю моего племянника, который в 3-м классе еще не знал основ личных финансов, таких как кредит, проценты, налоги и инфляция. Я создал для него финансово-образовательную игру, с помощью которой он мог узнать, как действуют законы денег. Тонкая нить личной истории шла по всей презентации. Это понравилось жюри, и я выиграл первый выпуск академии.
В чем проблема
Почти 90% презентаций, которые я посетил, основатели начинают непосредственно со своего продукта и того, что он делает. Большинство людей теряют интерес практически сразу, потому что не могут понять, на каких людей он ориентирован и какие проблемы он решает. Одна из последних идей, которые я услышал, была о мобильном приложении, которое «объединяет все события». Человек рядом со мной сказал: «Это уже сделано. Это называется Google Calendar. » Я думал то же самое. Ребята на сцене продолжали говорить о классных функциях приложения, но их почти никто не слушал.
На самом деле, идея оказалась не такой уж плохой, и их проект представляет собой мобильное приложение, которое подключается к самым популярным социальным сетям и сайтам мероприятий и сочетает их с нашими личными обязательствами. Например, я вручную добавляю события Facebook в свой Календарь Google, и это приложение делает это автоматически и имеет много других полезных функций.
Поэтому, чтобы создать решение, мы всегда начинаем с проблемы. Чем больше, болезненнее и поражает больше людей, тем лучше. На самом деле, есть две основные категории проблем. Первый тип — «укус акулы» — очень серьезный, люди активно ищут решение и заплатили бы много, чтобы получить его. Второй тип — «Укус комара». Это скорее проблемы, которые вызывают небольшой дискомфорт, люди не ищут активного решения и платят мало, чтобы их решить.
Как мы будем зарабатывать деньги
Может показаться простым узнать (и представить), как идея или проект принесут деньги, но, по моему опыту, это не так. Есть люди, которые постоянно разговаривают по 10-15 минут, и, наконец, вы удивляетесь, откуда берутся деньги. На самом деле, это основной вопрос, который я задаю, когда оцениваю разные идеи или хочу инвестировать в проект.
Обычно ответы таковы: «У нас уже есть 50 000 пользователей, и каждый месяц они растут как минимум на 20%, а через два года мы планируем иметь 1 миллион». Если взять по одному доллару, то это 1 миллион долларов в месяц. Мы также можем рекламировать ». Если они зашли слишком далеко со своими предсказаниями, я спрашиваю их, сурок обмотает деньги фольгой и забирает их домой.
То, как бизнес будет зарабатывать деньги, называется бизнес-моделью с тысячами вариантов — от прямых продаж, рекламы и спонсорства до партнерских программ или структуры MLM. То, что у вас много пользователей, не означает, что вы можете зарабатывать на них деньги. В моделях freemium (где есть что-то бесплатное с базовыми функциями и платным продуктом) платят не более 3-4% людей, а для некоторых этот процент еще ниже.
Давайте не будем забывать, что продажи являются лишь одним элементом всей бизнес-модели. Чтобы достичь их, нам нужны продукт, услуга, целевые группы пользователей, партнеры, поставщики и многие другие элементы. Я использую Business Model Canvas для создания устойчивых бизнес-моделей для своих проектов.
Секретный соус или магия
Если мы расскажем кому-нибудь о том, какая у нас была проблема, как мы ее решили и как мы будем на ней зарабатывать, это здорово, но если мы хотим «схватить» ее на эмоциональном уровне, нам нужна магия (или наш специальный соус для обычной пасты). Что отличает Starbucks от других кафе? Это не кофе (в слепом тесте мало кто его узнает). Они не сотрудники. Не место. Весь опыт состоит из очень маленьких деталей, составляющих всю картину.
Конечно, магия может заключаться в самом продукте. Если это физически, сейчас самое время показать это инвесторам и в считанные секунды продемонстрировать, на что оно способно. Пусть это будет «Вау». Вы, наверное, уже думаете, что в вашей идее нет ничего уникального, но обычно есть какой-то ингредиент, который отличает ее от всех других бизнесов. Я приведу вам пример. Когда я инвестировал в сеть ресторанов, секретным соусом было то, что меню составлено известным шеф-поваром, и, кроме того, что все было очень вкусно, они были также с щепоткой гурмана.
Маркетинг и продажи
Это должна быть следующая часть нашей презентации (или следующий слайд, если мы используем старый добрый PowerPoint). На этом этапе искатели инвестиций или другие типы партнерств обычно указывают, что они будут использовать социальные сети для представления и продвижения своего проекта. У нас есть сотни социальных сетей (10 из них основные) и тысячи тактик и способов связаться с нашими потенциальными клиентами, и сказать, что вы будете использовать их все, — несерьезно.
Не менее несостоятельный ответ: «Я собираюсь использовать Facebook, потому что все есть». Во-первых, эта сеть не подходит для всех видов бизнеса, а во-вторых, мы потеряем наши деньги, если решим просто размещать рекламу в социальной сети, не создавая хорошую воронку продаж. Я ожидаю, что в презентации идеи будет упомянуто, как она достигнет людей, которые заинтересованы в том или ином продукте.
Следующим важным элементом являются продажи и особенно цены. Каждый будущий предприниматель рассчитывает в любое время продать свою продукцию всем и заработать на этом достаточно средств, чтобы работать и развивать свой бизнес. Это практически невозможно, хотя бы потому, что по цене мы фильтруем наших клиентов.
По своему опыту я обнаружил, что чаще всего люди с бизнес-идеей переходят в один из двух ценовых сегментов: самую низкую цену (я бы не стал покупать товар у нового игрока по самой низкой цене — есть хитрость) или в премиум-сегменте с ценой выше, чем у конкурентов с опытом и историей рынка (представьте, что появляется новый производитель автомобилей, который продает по ценам, превышающим, например, цены на люксовый сегмент Mercedes. Вы бы купили у них автомобиль?).
Я бы сосредоточился на цене, немного превышающей среднерыночную, и поднял бы ее, если бы были условия для этого. Конечно, ценообразование является наукой и не ограничивается одним диапазоном. Есть психологические цены, скидки, цены на пакеты и многое другое.
Конкуренция
«Соревнование?» Нет таких. Наш продукт уникален »- это то, что я чаще всего слышу от предпринимателей. До сих пор я не нашел доказательств этих утверждений. Где-то в мире, в какой-то момент кто-то придумал что-то подобное. На самом деле, главный вопрос в том, что делает нас лучше или отличается от конкурентов.
Еще одна вещь, все понимают «конкуренцию» как человека, который делает то же самое, что и мы. В этом смысле на рынке нет двух одинаковых интернет-магазинов с одинаковой функциональностью, одинаковыми товарами и ценами, например, с одинаковым брендом. В то же время, тем не менее, есть заменители, и многие компании борются за те же деньги. Например, конкуренция ресторанов — это не только другие рестораны, но и кинотеатры, боулинг-центры и многие другие, потому что клиент задает себе вопрос «Куда мне пойти сегодня вечером?».
Чтобы было очень ясно, я задаю последний вопрос команде с бизнес-идеей — «Как ваши потенциальные клиенты в настоящее время удовлетворяют эту потребность?». Наиболее распространенным ответом для технологических стартапов является «с Excel».
Что уже сделано
Это абсолютный миф, что есть несколько гениальных идей, для которых существует очередь инвесторов, которые вложили бы в них свои деньги. Причина ясна — идеи не имеют ценности до того, как они будут реализованы или, по крайней мере, этот процесс начался. Честно говоря, многие из новых предприятий, которые меняют целые отрасли, поначалу казались безумными. Я не уверен, что если бы я вернулся в прошлое и встретил молодого Джека Ма, Марка Цукерберга или Джеффа Безоса, я бы инвестировал в их идеи. На самом деле, главное, что отличает Alibaba, Facebook и Amazon от тысяч других неудачных идей, заключается в том, что их создатели не сдались, нашли нужные ресурсы и людей и разработали их.
Если вы хотите, чтобы кто-то инвестировал в вашу идею или нашел партнеров, усердно работайте над проектом. Я знаю потенциальных предпринимателей, которые годами искали финансирование для идеи, вместо того, чтобы начинать ее реализовывать. Наконец, появляется кто-то, кто без больших денег запускает основной продукт на рынке, улучшает его, затем создает еще лучшую версию и создает новую нишу на рынке. А наш герой обвиняет людей в том, что они не верят ему и не дают ему денег, ничего не понимают из хороших бизнес-идей.
Это было мое мини-руководство из 8 шагов о том, как сделать лучшую презентацию для инвесторов нашего проекта. Он основан на моих знаниях и опыте за последние 15 лет, когда я работал с различными предприятиями, вкладывал свои деньги во многие проекты и посещал сотни бизнес-презентаций. Конечно, вы можете использовать только некоторые советы и изменять другие для своих нужд. Успехов!