Выход на экраны обновленной "Лиги справедливости", исправленной и дополненной Заком Снайдером – это, безусловно, большое событие, говорящее, прежде всего, о том, что аудитория способна добиваться от больших студий признания их ошибок. При этом совершенно очевидно, что индустрию "Снайдер Кат" не изменит – не та сейчас ситуация в большом кино, да и время было безнадежно упущено. И упущен шанс на то, чтобы стать эпохальным событием, не вчера, не в 2020-м и даже не в 2017-м, когда в кинотеатрах появилась версия фильма Джосса Уидона. По-настоящему грандиозным событием в мире блокбастеров "Лига справедливости" должна была стать еще в начале 2000-х, когда планировалось запустить грандиозный блокбастер "Бэтмен против Супермена". Давайте посмотрим, каким должен был быть тот фильм, и как бы он изменил мир кинокомиксов, если бы увидел свет.
Итак, первые поползновения в сторону противостояния двух главных супергероев комикс-вселенной DC случились на заре нового тысячелетия. К тому времени Супермен последний раз появлялся на экранах в 1987 году в провальном четвертом сольнике "В поисках мира", а киноистория Бэтмена прервалась в 1997-м на чудовищном во многих отношениях "Бэтмене и Робине". Студия Warner Bros. радости от сложившейся ситуации не испытывала, но и полностью отказаться от надежд на светлое будущее тоже готова пока не была, поэтому было принято решение попытаться возродить интерес к двум персонажам через их кроссовер.
Первым сценаристом нового проекта был приглашен Эндрю Кевин Уокер, соавтор Дэвида Финчера по триллеру "Семь". Набросок Уокера показался студии слишком мрачным, и дело было передано Акиве Голдсману, одному из авторов "Бэтмена навсегда" и уже упомянутого "Бэтмена и Робина". У руля планировалось поставить Вольфганга Петерсена, создателя "Лодки", "Трои" и "Бесконечной истории". Проект получил рабочее название "Асилум" по названию знаменитой готэмской лечебницы для психов-преступников, и его подробности стали известны широкой публике лишь много лет спустя.
Двух заглавных персонажей должны были сыграть Колин Фаррелл и Джуд Лоу. По сюжету Уэйн-Фаррелл уже несколько лет как отошел от дел из-за боязни встать на путь мести, а не борьбы за справедливость. Он женится на Элизабет Миллер, при этом Кент-Лоу становится шафером на свадьбе. В то же время сам Супермен расстается с Лоис и живет в Смолвилле с Ланой Лэнг. Джокер считается погибшим, однако вскоре выясняется, что безумный бандит жив, причем от смерти его невольно спасает Супермен, защитив замаскированного злодея от расправы толпы. Джокер, тем временем, убивает жену Брюса, но Супермен не дает Бэтмену учинить над убийцей расправу, поэтому два супергероя становятся врагами, и, хотя оба знают, что их противостояние бессмысленно, от грандиозного поединка не уйти...
Теперь давайте представим, что такое кино вышло бы на экраны. Для начала предлагаю даже отмахнуться от оценок и размышлений об удаче или неудаче подобного проекта – просто посмотрим, как бы далее действовала студия. Совершенно очевидным здесь видится отказ от двух важных вех в жанре, если бы вышел "Асилум", то мы бы не увидели в 2006 году "Возвращения Супермена" Зака Снайдера, и что еще важнее – вряд ли бы на экраны вышла трилогия "Темный рыцарь". Да, Бэтмен Нолана и Супс Снайдера появились только потому, что обе линейки требовали срочную перезагрузку, и если бы "Бэтмен против Супермена" был снят, то вне зависимости от успеха у зрителей, WB не имела бы ни сил, ни желания пробовать что-то новое на этой поляне.
Не станем копать глубже и размышлять, как бы сложилась в таком случае карьера Кристиана Бэйла, остался ли бы жив Хит Леджер, и стал ли бы Нолан столь весомым авторитетом, если бы не проявил себя в "Темном рыцаре" – я люблю строить такие альтернативные вселенные, но оставим это для отдельного материала. Важно понимать, что ландшафт был бы совсем другим, сама киновселенная DC строилась бы по иным правилам и законам. Не важно, была бы она лучше или хуже, она была бы другой.
В чем другой? Да хотя бы в одном важном аспекте – фильмы о супергероях стали бы гораздо более мрачными. Я упомянул, что студия посчитала мрачными идеи сценариста "Семи", но и с приходом Голдсмана веселья и радости в проект, как вы видите, не добавилось. Сегодня считается, что с трилогии Нолана мир кинокомиксов сдвинулся в сторону "more dark more realistic", в случае же выхода "Бэтмена против Супермена" в 2001 году темные тона вошли бы в жанр гораздо раньше.
Только представьте, что "На заре справедливости" (тоже достаточно мрачная лента) вышла бы в начале 2000-х – она неизбежно повлияла бы на тон трилогии Сэма Рейми о Человеке-пауке, на франшизу о Людях Икс, даже "Фантастическая четверка" Тима Стори (где факелом полыхал будущий Капитан Америка Крис Эванс) была бы совсем другой. Что уж говорить о линейке фильмов Marvel – сейчас Кевину Файги приходится подбирать тональность для линии каждого из персонажей на свой страх и риск, но с выходом "БпС" в начале 2000-х у Marvel был бы четкий ориентир, как делать надо или не надо, в зависимости от успешности проекта.
Вспомните, ведь только совсем недавно Marvel стали заглядывать за пределы стандартного "беги-стреляй" и начали говорить о человеческих потерях, о морально-этической стороне действий супергероев, о лишениях, которые они вынуждены нести, выбрав стезю защиты человечества. Всё это могло случиться раньше, и мы бы имели совсем других Тони Старка, Тора и Халка... Столкновение Бэтмена и Супермена на почве отношения к Джокеру могло полностью перекроить отношения между супергероями и суперзлодеями на обеих конкурирующих территориях – и в DC, и в Marvel.
Раз уж вспомнили о Marvel, то нужно отметить и то, что выход в начале 2000-х "Бэтмена против Супермена" мог полностью изменить структуру киновселенной Железного Человека, Капитана Америки, Тора и других. Вспомните, чем так привлекательны были первые "Мстители" – тем, что впервые несколько самостоятельных супергероев объединились в единую команду, чтобы отразить угрозу, с которой по одиночке не справиться. Случись столкновение Рыцаря Готэма и Человека с Криптона десятью годами ранее, новизна "Мстителей" просто улетучилась бы. Успех "Бэтмена против Супермена" мог запустить "Лигу справедливости" на полтора десятка лет раньше и вполне вероятно подстегнул бы Marvel скорее браться за свою собственную команду героев. Провал тоже мог стимулировать авторов с другой стороны баррикад – Marvel любят делать "не так, как у DC", так что мы могли бы ожидать нетривиальных решений о том, какое должно быть супергероическое кино с кучей персонажей.
Впрочем, есть у меня и пессимистический сценарий этой альтернативной истории. Картина могла получиться плохой, в конце концов, и от "Супермена 4" и "Бэтмена и Робина" тоже никто не ожидал столь позорного краха. И тогда история экранных героев могла стать совсем иной. В самом худшем случае нас бы ожидала еще большая пауза перед очередной попыткой перезапуска – лет на 7-10 можно было бы забыть и о Бэтмене, и о Супермене. Безусловно, не случилось бы в случае провала и нолановской трилогии, которая стала триггером для взлета моды на героев в трико и плащах. WB совершенно точно переключилась бы на другую аудиторию и иные жанровые ниши.
Но и марвеловских персонажей в случае провала "Бэтмена против Супермена" 2001 года ждали бы серьезные потрясения. С серьезными вызовами столкнулся бы "Человек-паук 2" Сэма Рейми, совершенно иными глазами публика смотрела бы на "Людей Икс 2", даже "Железный человек" мог бы выйти много позже или не выйти вообще – мы ведь помним, что Файги приступил к его разработке в 2005-м на волне старта в прокате "Бэтмен: Начало". Marvel могло бы понадобиться больше времени, чтобы разработать стратегию выхода на экраны. Может быть, они стартовали бы сразу с "Мстителей", может быть, попытались бы вернуть права на более известных в то время своих персонажей. В этом сегменте киноиндустрии всё могло быть совсем иным.
Конечно, при любых раскладах появление "Лиги справедливости" оставалось бы делом времени, тем или иным путем, но к тому, чтобы сделать грандиозный фильм, объединяющий самых популярных супергероев DC, студия WB пришла бы. Появление "Бэтмена против Супермена" в той изначальной концепции начала 2000-х изменило бы ландшафт мирового блокбастерного кино до неузнаваемости. Стала бы индустрия лучше или хуже, сказать трудно – она была бы другой. Альтернативной, как это любят делать в комиксах с их множествами параллельных вселенных.
К счастью, мы живем в той, где Джуд Лоу так и не стал Кларком Кентом и дал возможность Генри Кэвиллу облачиться в сине-красный костюм криптонца. Его и будем обсуждать, благо, оба комикс-гиганта дают постоянную пищу для споров, радостей и обсуждений. Смотрим Снайдеркат, заглядываем на канал Киноведа в штатском, читаем новые материалы, спорим в комментариях и обязательно ходим в кинотеатры на новинки.
Там и увидимся!