Найти тему
StingerAA's Vault

Ши-Ра и непобедимые принцессы, часть 2: декларация независимости

Всем привет! Недавно на Netflix вышел сериал «Ши-Ра и непобедимые принцессы», и мне хотелось бы рассказать вам о всем контексте и предыстории этого сериала.

В первой части мы уже узнали о первоистоках нашего феномена и теперь можем переходить к знакомству с непосредственно Ши-Рой.

Непобедимая принцесса Ши-Ра образца середины 80-х.

Перво-наперво, Filmation, студия, занимавшаяся мультсериалами по вселенной "Masters of the Universe" (далее MOTU), должна была представить главного персонажа. Сделать это решили через полнометражный фильм «Хи-Мен и Ши-Ра: Тайна Меча».

Афиша первого появления нашей героини.
Афиша первого появления нашей героини.

Хи-Мен получает послание от своей союзницы Волшебницы, смысл которого в том, что он должен отдать таинственный меч, как две капли воды похожий на его собственный, какому-то другому человеку по ту сторону магического портала.

Очутившись в Эфирии, Хи-Мен немедленно вступает в драку с роботоподобными солдатами, как оказывается позднее, рядовыми Великой Орды, интергалактической военизированной организации, захватившей всю планету и терроризирующей несчастных мирных жителей. В схватке он знакомится с второстепенными персонажами – Стрелком и Филином.

Узнав о переполохе, великий и могучий Хорд (генерал Орды в Эфирии) поручает своему лучшему капитану, Адоре, устроить показательную взбучку жителям деревни, в которой и случилась вышеописанная драка.

И вот когда сходятся один на один Адора и Хи-Мен, тогда-то и начинает светиться мистическим светом загадочный меч, показывая свою явную принадлежность ордынскому офицеру.

Остальное вы сможете узнать непосредственно из фильма:

Фильм вышел в марте 1985 года и оказался вполне успешен в прокате. При бюджете в 2 миллиона долларов, картина собрала 7,5 миллионов и была очень тепло встречена зрителями. Сюжет не блистал утонченностью, но это было и не нужно, он очень крепко скроен для полурекламного проекта, нигде не провисает, экшн динамичный, посыл для младшего поколения ясный.

В общем, получилось хорошо и был дан зеленый свет для сериала, который и запустился полгода спустя. На всякий случай, для тех, кто подзабыл или не ходил в кино, первые пять серий были тем же самым фильмом, только попиленным на части, а уже после них и начинался собственно сюжет.

Или не начинался.

Поскольку это изначально был проект по рекламе игрушек, тут не могло быть какого-то законченного сюжета или хотя бы продвижения по нему, только бесконечный круговорот новых персонажей, появляющихся на одну серию, а основные герои и злодеи находились в вечном противоборстве, в котором никто не победит. Именно поэтому самыми интересными эпизодами стали те, в которых в гости к нашим героям приходили Хи-Мен или его главный враг - Скелетор (он же бывший ученик великого и прекрасного Хорда). Вот пример:

Вполне очевидно, что добро победит, а зло будет повержено, но приятно, когда нормально прописанных героев больше двух в серии.

Но, тем не менее, Ши-Ра борется с Ордой, находясь, по факту, в осаде. У нее есть штаб (Кристальный замок) и оперативная база (Шепчущие Леса), жители страны, страдающие от жесточайшей тирании Орды (особенно хорошо это показано в серии «Точно как я», где ордынцы крадут зерно и угоняют жителей деревни на каторгу) и союзники по сопротивлению: Королева Ангелла и ее дочка Глиммер, мадам Суматоха (ввиду того, что ее тип тела все-таки отличался от принцесс, своей игрушки в оригинальной линейке у нее так и не вышло) с говорящей метлой, Филин, столб радужного света по имени Светлый Луч, Стрелок, верный конь Дух (превращающийся вместе с Ши-Рой в бронированного пегаса Быстрокрылого) и ряд принцесс, которые появляются на одну-две серии, чтобы обозначить свое присутствие в линии игрушек.

Со стороны Орды во главе с великим и непогрешимым Хордом (техноколдуном-метаморфом, умеющим превращать себя по частям и целиком в различные орудия уничтожения), Ши-Ре противостоят: Катра, капитанша орды, способная превращаться в пантеру; Скорпия, полуженщина-полускорпион; Царица Тьмы, местная злая волшебница, периодически ругающаяся с начальством; Октавия, командующая морским флотом, и многие другие.

Отдельным абзацем хочу упомянуть маскота сериала: Лу-Ки. Этот маленький проходимец (полухоббит-полулемур) в каждой серии прячется в одной из сцен, а в конце эпизода прямым и внятным языком доносит мораль сегодняшней басни для детей с неторопливым развитием. Персонаж в высшей степени отвратительный, но продиктованный законами жанра и формата (все-таки утренний детский мультик восьмидесятых).

Привет!
Привет!

Важный сюжетный момент, который отличает старую Ши-Ру от новой, заключается в том, что в оригинале лишь очень немногие знали, что Адора умеет превращаться в непобедимую принцессу.

С точки зрения технической реализации все очень плохо. Но ни скупая и повторяющаяся анимация, ни смехотворные диалоги, ни общий низкий уровень производства ни в коей мере не могут сделать этот сериал хоть сколько-то хуже.

На русский язык сериал был озвучен безвременно почившей студией Варус Видео (в том числе цвет российского дубляжа Елена Соловьева, Ирина Губанова, Ирина Савина, Дмитрий Полонский, Алексей Булдаков и прочие) и озвучен блистательно, значительно лучше пресной версии оригинала.

В завершение разговора о первой версии Ши-Ры важно сказать о ее социальном значении.

Казалось бы калька с мальчишеского мультика, на поверку оказывается сильнейшим профеминистским произведением именно за счет одинаковых лекал в производстве. А что? Главная героиня - женщина, ее основные соратницы - женщины, мужчины по большей части выступают на второстепенных ролях.

Даже если сравнивать ее с Хи-Меном (чисто по фактам), сравнение выходит исключительно в пользу Непобедимой Принцессы: она так же сильна как он, она умнее (именно обхитрив, Ши-Ра взяла его в плен в полнометражке), а в гражданском образе она не праздный принц богатого Королевства, а бывшая офицерка Орды и нынешняя предводительница повстанцев, успешно сопротивляющихся огромной армии великого и неподражаемого Хорда.

Беру командование на себя!
Беру командование на себя!

Я попытался прикинуть, была ли в массовой поп-культуре такая проактивная модель поведения сильной женщины в период до появления нашей героини на экране и, к своему удивлению, обнаружил, что вспомнить не могу. Знакомые мне тоже не помогли. Вывод напрашивается сам собой - Ши-Ра является первой феминисткой поп-культуры нашего времени и первой за очень долгое время (примерно со времен Чудо-Женщины) ролевой моделью в жанре супергероики для женской аудитории. Или я все-таки кого-то забыл? Если вам есть кого вспомнить, пожалуйста, напишите в комментариях.

Сериал можно упрекнуть за чрезмерно сексуализированных персонажей, но надо отдавать отчет в том, что это были восьмидесятые и контекст культуры этого времени (а также технические ограничения производства игрушек) просто не позволяли показать их как-нибудь по-другому, сериал бы просто не появился на свет.

Неожиданный факт - как и большинство подобных героинь, Ши-Ра со временем обрела статус гей (а впоследствии и квир) иконы. Что, в свою очередь, трансформировалось в то, каким стал уже новый сериал 2018 года.

В качестве бонуса я попытался проанализировать этот сериал на прохождение теста Бехдель (для его прохождения в произведении должны присутствовать минимум два персонажа женского пола, которые разговаривают между собой не о мужчинах). Тест успешно прошли все 93 серии.

На этом об оригинальной Ши-Ре, наверное, все. Смотрите в следующей серии: возрождение легенды, радикальные перемены, децентрализация, сложные вопросы и простые ответы, неожиданный успех.

До новых встреч!