Подросток, который не хочет учиться — что с ним не так? Ответ прост — он (или она) лишен любви к себе. Это называется низкий уровень самопринятия.
В какой атмосфере живет подросток, который не хочет учиться? В атмосфере постоянной критики. Близкие люди ведут себя с ним из позиции сверху, высказываются недоброжелательно. Ни капли уважения к не проявляют — не заслужил видите ли.
Представьте себя на месте этого человека. Близкие люди говорят что-то неприятное, подчеркивая вашу негодность. Даже если молчат, то все равно от них фонит невысказанными упреками. У тебя нет дома безопасного пространства, где приятно, где чувствуешь себя хорошо. Постоянно ощущается напряжение, чувствуется, что ты весь "не такой". Это ужасно.
Давайте развернем эту ситуацию. Когда родители с хмурыми лицами доносят до сведения парня (или девушки):
Учиться очень важно. Плохо быть безграмотным, потому что станешь дворником. Пустым местом, аутсайдером, никем.
И каждый день пропитан этим ядовитым осуждением. Чего хотят родители добиться таким поведением? Хотят, чтобы ребенок наконец осознал, что учиться действительно важно, и скорее пошел этим заниматься. Ага, а он бежит волосы назад. Про эту ситуацию есть аналогия — история о проглоченном камне, дочитайте, будет интересно.
Что происходит с подростком в такой ситуации? Накапливается неприязнь и недоверие к родителям, хочется скрывать свои намерения и чувства. А еще невыносимо быть на уроках, ведь здесь чувствуешь себя неудачником. Так как у него нет ресурса учиться, нет сил чтобы хоть немного совершить усилие — а учебы без усилий не бывает, все в курсе.
Что за ресурс такой? У одних детей есть, которые готовы приложить усилия, почитать книгу, разобраться в сложной теме по истории или алгебре. А у других — нет ресурса. Ты их усаживаешь за эту бесячую книгу, требуешь прочитать материал, а тебе в ответ глаза закатывают. Подросток смотрит отсутствующим взглядом на страницы, ерзает на стуле и просто ждет, когда ты отвалишь. Что за ресурс такой?! Любовь к себе — вот источник сил. Нет у подростка любви к себе, если родители усиленно назидательствуют.
Получается заколдованный круг. Родители назидательствуют все больше. Подросток хочет учиться все меньше.
И что дальше? Чтобы наполнить себя энергией нужны быстрые удовольствия. Это алкоголь, физическая близость с друзьями-подружками. Вот результат активной пропаганды учебы кнутом.
Закономерность такова: чем больше назидательности по отношению к подростку, тем меньше у него любви к себе. И тем больше вероятность, что этот юный человек будет вредить себе.
Аналогия. Однажды я стала свидетелем, как играющая на площадке двухлетняя девочка положила в рот камень. Ее мать очень возбудилась и стала этот камень извлекать. Одной рукой мать удерживала голову девочки, а другой рукой пыталась достать камень. И действовала она так усердно, что затолкала камень в горло. Ребенка забрала скорая, все разрешилось благополучно. Но мы часто взаимодействуем со своими подростками именно так — заталкиваем им камни в горло и перекрывая кислород.
Давайте без самообмана, назидательность еще ни у кого не воспламенила любовь к учебе.
Спасибо за лайк и подписку!