Найти тему
Справочник кинопижона

Новое немецкое кино - движение, подарившее миру Херцога и Фассбиндера

Оглавление

Новое немецкое кино (Neuer Deutscher Film) - движение в кино ФРГ, охватывающее период с 1968-го по 1982-й год. История движения началась еще в 1962-м году, когда был опубликован "Манифест Оберхаузен", отвергающий старое немецкое кино. Однако главные инициаторы манифеста Александр Клюге и Эдгар Райц в течение нескольких лет довольствовались съемками короткометражного и/или документального кино. В полнометражном игровом кино они дебютировали только во второй половине 60-х, а в 1968-1969 случились кинодебюты Фассбиндера, Херцога и Вендерса и всё завертелось...

Новое немецкое кино возникло почти на 10 лет позже прочих новых волн, когда царивший в 60-х оптимизм уже сменился разочарованием и нигилизмом. Поэтому даже ранние работы ключевых режиссеров поколения отличаются каким-то фатализмом и холодностью. Да, в эстетической части новые немецкие режиссеры создавали что-то новое, но духа всепобеждающий молодости, который был характер на ранних этапах для фильмов французской или японской новых волн не было.

10 ключевых работ кинематографистов "Нового немецкого кино"

Прощание с прошлым (Abschied von gestern - (Anita G.)), 1966, режиссер - Александр Клюге

Непосредственно "Новому немецкому кино" предшествовало так называемое "Молодое немецкое кино". Именно "молодые" были авторами "манифеста Оберхаузена". Их главным теоретиком был Александр Клюге, в 1966 дебютировавший в полном метре с фильмом "Прощание с прошлым", которое может рассматриваться как символическое прощание с "Молодым" и переходом к "Новому" кино.

Любовь холоднее смерти (Liebe ist kälter als der Tod), 1969, режиссер - Райнер Вернер Фассбиндер

-2

Отличный образец раннего, тяготевшего к минимализму Фассбиндера. В этом месте мог бы быть абсолютно любой фильм Райнера 69-70 годов, но эта явно вдохновленная мельвиллевским "Самураем" лента лучше прочих демонстрирует отголоски французского кино 60-х в творчестве режиссера.

Тупик (Deadlock), 1970, режиссер - Роланд Клик

-3

Если Фассбиндер, снимая "Любовь холоднее смерти", явно ориентировался на французский поляр, то "Тупик" Клика - это чистой воды спагетти-вестерн, действие которого перенесено в условную современность. Спасающийся после ограбления банка раненый грабитель оказывается в сторожке где-то в пустынной местности. Несмотря на тот факт, что в фильме всего 6 персонажей, 2 из которых появляются лишь эпизодически, назвать "Тупик" скучным язык не поворачивается. Мизантропическая атмосфера и атмосферный краутроковый саундтрек пробирают до костей.

Смерть Марии Малибран (Der Tod der Maria Malibran), 1972, режиссер - Вернер Шрётер

-4

Самый известный и признанный критиками фильм очень своеобразного режиссера Вернера Шрётера представляет собой условную и "заартованную" биографию оперной певицы позапрошлого века Марии Малибран. Тот случай, когда форма вытесняет содержание.

Алиса в городах (Alice in den Städten), 1974, режиссер - Вим Вендерс

-5

Первые три фильма Вендерса интересны, пожалуй, только комплетистам (такие люди, которые целенаправленно отсматривают режиссерские или актерские фильмографии целиком) и самым преданным фанатам режиссера. Четвертый - дело иное. Именно "Алиса в городах" принесла Вендерсу признание и статус одного из главных европейских режиссеров. Это образцовое роуд-муви, достойное почетного места в палате мер и весов дорожного кино.

Каждый за себя, а Бог против всех (Jeder für sich und Gott gegen alle), 1974, режиссер - Вернер Херцог

-6

Как и Вендерс, Херцог не сразу начал штамповать шедевры. Многие включили бы в этот список "Агирре - гнев божий", но интерпретация легенды о Каспаре Хаузере - гораздо более зрелое, смелое и тонкое кино. Это один из самых немецких фильмов режиссера, которого всегда больше интересовало человечество, чем родная Германия. Хотя и в фильме "Каждый за себя, а Бог против всех " легко прослеживается одна из ключевых тем фильмов Херцога: столкновения идеального дикаря Хаузера с цивилизацией.

Поруганная честь Катарины Блюм (Die verlorene Ehre der Katharina Blum), 1975, режиссеры - Маргарет фон Тротта, Фолькер Шлёндорф

-7

Дебют фон Тротты - не самый сильный фильм немецкого нового кино, но хорошо иллюстрирующий другую сторону явления. Это феминистическое и политическое кино, снятое на злобу дня. "Злобой дня" в данном случае стала деятельность группы Андреаса Баадера и Ульрики Майнхоф и реакция на неё властей, прессы и общества в ФРГ.

Гитлер – фильм из Германии (Hitler, ein Film aus Deutschland), 1977, режиссер - Ганс-Юрген Зибергер

-8

Тема Третьего Рейха в послевоенном кино ФРГ поднималась не часто, как правило, вскользь. Непосредственно после Войны вышло несколько западногерманских фильмов, пытавшихся осмыслить, что именно произошло. Но вскоре всё опять стихло. А после немецкого экономического чуда тема недавнего прошлого ушла на задворки кинематографической повестки. Именно в этой обстановке Зибергер снял свой 7,5-часовой полудокументальный-полуигровой, частично театральный проект, в котором рассмотрел фигуру Гитлера со всех возможных сторон. Для любителей копнуть глубже интерес могут представлять многочисленные цитаты из мемуаров личного денщика Гитлера; для тех, кому интересны синтетические искусства, то как Зибергер до Питера Гринуэя смешивает эстетику кино и театра.

Стеклянное сердце (Herz aus Glas), 1976, режиссер - Вернер Херцог

-9

Тот фильм, который стоит посмотреть, если вы хотите понять чем же так крут Вернер Херцог. Режиссер заставлял актеров работать под гипнозом, отчего все их реплики и движения в кадре выглядят какими-то инопланетным. "Стеклянное сердце" - одно из самых убедительных изображений локального апокалипсиса, когда либо запечатленных на пленку. Пусть конец света наступает только для жителей крохотной баварской деревни.

Третье поколение (Die Dritte Generation), 1979, режиссер - Райнер Вернер Фассбиндер

-10

Нехарактерный для Фассбиндера фильм, в котором он примеряет на себя образ Годара конца 60-х, и высказывается на тему немецкого леворадикализма. Если в вышедшей годом ранее документалке "Германия осенью" симпатии Фассбиндера были однозначно на стороне Ульрики и Андреаса, то в этом фильме к теме он подходит с большим скепсисом.

10 ключевых "новых немецких" режиссеров

Райнер Вернер Фассбиндер - Годар нового немецкого кино, самый плодовитый из немецких режиссеров, снимавший по 3-4 фильма в год, не считая театральных постановок. Настоящая рок-звезда среди режиссеров, бывший одновременно Фредди Меркьюри и Сидом Вишесом.

Чем не рок-звезда от мира кино?
Чем не рок-звезда от мира кино?

Фильмографию Фассбиндера можно условно поделить на три этапа. С 1969 по 1971 год режиссер снимает холодное минималистичное и мизантропичное кино, где нет абсолютно ничего лишнего. С 1972 по 1977 он приходит к более теплому, но и более эмоционально жесткому кино, используя различные жанры и техники съемок. С 1978 и до смерти в 1982 режиссер создает визуально избыточное, барочное кино с большими бюджетами и европейскими звездами, снимая фильмы об истории Германии и экранизируя литературную классику 20 века: Набокова, Дёблина, Жене.

Вернер Херцог - главный космополит поколения. Снимал максимально конкретное, но в то же время универсальное кино. Успешно работает в игровом и документальном кино до настоящего времени. Его привлекают уникальные и незаурядные личности, на примере которых он делает более широкие высказывания о человечестве. Фактически, Херцог - это немецкий Стэнли Кубрик.

Александр Клюге - главный философ "Нового кино", имя которого логичней выглядит в ряду Адорно или Маркузе, чем через запятую с Вендерсом или Херцогом. Активно работал в период с 1966 по 1986, снимая фильмы для кинотеатров и телевидения. Тяготел к лоу-фай эстетике, смешению игрового и документального кино, активно цитировал в своих фильмах чужие произведения. Один из самых интересных режиссеров, работавших в жанре киноэссе. Со второй половины 80-х ушел в чистую документалистику, пока внезапно не появился с первым игровым фильмов за последние 34 года на Берлинском кинофестивале 2020 года. Судя по трейлеру, "Орфея", снятая Клюге в соавторстве с филиппинцем Кхавном, представляет собой психоделически-панковскую вариацию на тему древнегреческого мифа с модным сейчас гендерным вывертом.

Вим Вендерс - режиссер, занявший во второй половине 70-х - начале 80-х место, принадлежавшее в 60-е Микеланджело Антониони. Снимал неспешные проникновенные экзистенциальные роуд-муви. Сначала в ФРГ ("Алиса в городах", "Ложное движение", "С течение времени"), затем в США ("Париж, Техас"). В 1987-м снял один из главных немецких фильмов 80-х "Небо над Берлином", после чего резко испортился. Работы Вендерса последних 30 лет напоминают бледную копию его фильмов 70-х и 80-х.

Вернер Шрётер - один из самых эксцентричных и претенциозных немецких режиссеров. Из его излишне усложненных фильмов ознакомиться стоит со "Смертью Марии Малибран" и "Палермо или Вольфсбруг".

Роланд Клик - самый жанровый из режиссеров немецкого нового кино. Вдохновлялся вестернами и нуарами. Дебютировал в 1966-м среднеметражным "Джимми Орфеем", за которым последовали "Маленький вампир", "Тупик" и "Супермаркет".

Ганс-Юрген Зибергер - любитель больших киноформ, редко укладывающийся в менее через 2 часа экранного времени. Эстетически тяготел одновременно к Бертольду Брехту и Рихарду Вагнеру, оперу последнего "Парсифаль" Зибергер даже экранизировал в 1982-м. Часто снимал неортодоксальные биографические ленты, посвященные известным немцам: "Людвиг – Реквием по королю-девственнику" (1972), "Карл Май" (1974) и "Гитлер - фильм из Германии" (1977).

Маргарет фон Тротта - самая нормальная из немецких режиссеров поколения, снимавшая традиционное по форме социальное и политическое кино. Наибольшую известность имеют снятые ей биопики известных немок: "Роза Люксембург" (1985) и "Ханна Арендт" (2012).

Эдгар Райц - дебютировал в кино в 1967-м, что позволяет его отнести к режиссерам нового немецкого кино, но широкую известность приобрел только в 1984-м, когда волна фактически схлынула. Именно тогда он снял эпический минисериал в жанре артхаусной семейной саги "Родной край: хроники Германии". За которым последовали еще два прямо связанных с ним сериала: один в 1992-м, другой - в 2004. Затем Райц снял в рамках проекта еще 2 фильма, в 2006-м и 2013-м. В итоге получился глобальный проект "Родной край", в котором Райц попытался написать киноисторию Германии с конца 19 - по конец 20 века. Получилось очень неоднозначно, но грандиозность замысла и реализации внушают уважение.

Ульрике Оттингер - самая непредсказуемая из всех немецких режиссеров поколения, каждый фильм которой по сути эксперимент. Если фильмы других режиссеров, можно как-то проанализировать на тему повторяющихся тем и сюжетов, то фильмография Оттингер выглядит исключительно эклектично. В фильме "Образ Дориана Грея в зеркале жёлтой прессы" она сталкивает двух культовых антигероев: Дориана Грея и доктора Мабузе, которого Оттингер в фильме сделала женщиной. "Фрик Орландо" представляет собой артхаусную экранизацию романа Вирджинии Вулф о бессмертном гермафродите. В 2004 она снимает нетрадиционную киноадаптацию "Двенадцати стульев". Но главным её фильмов можно назвать "Монгольскую Жанну Дарк" (1989), на съемках которой она внезапно прониклась дальневосточным колоритом, что привело к созданию сразу двух документальных эпиков: восьмичасовой "Тайги", где она очень обстоятельно знакомит зрителя с укладом северомонгольских кочевников, и 12-часовой "Тени Шамиссо", где она сняла свое путешествие через из Аляски на Камчатку. Разностороння женщина, с этим трудно поспорить.