Найти тему

Нужна ли электронная подпись для подачи документов в приемную комиссию ВУЗа?

Оглавление
Приемная компания 2020
Приемная компания 2020

Короновирусные ограничения внесли серьезные изменения в порядок работы приемных комиссий высших учебных заведений в 2020 году.

Не легко разобраться в информационном потоке в условиях поступления противеречивой информации из разных источников.

Так нужно ли абитуриентам выпускать электронную подпись и каким способом подавать документы для поступления? Попробуем разобраться.

На прошлой неделе Кадастровая палата создала ажиотаж вокруг ЭЦП для поступления в ВУЗ. На сайте ведомства прямо и недвусмысленно было указано, что наличие квалифицированной электронной подписи у физического лица – абитуриента необходимо.

При этом размещенная палатой на своем сайте информация носила явно рекламный характер, предлагая в финале сообщения обратиться для выпуска ЭЦП с свой Удостоверяющий центр, и рассказывая о его конкурентных преимуществах.

Большое количество информационных агентств подхватило эту информацию и молниеносно разнесло по просторам всемирной паутины.

Однако на этой неделе Минобрнауки уточнило, что выпускать электронную подпись абитуриентам в 2020 году не нужно.

Для поступления электронная подпись не нужна

Министерство образования и науки РФ
Министерство образования и науки РФ

Согласно п. 7-8 приказа Минобрнауки № 547 в 2020 году подать документы в ВУЗы можно только двумя способами:

— Через личный кабинет на сайте университета. В него абитуриент загружает отсканированные документы, в том числе заявления на прием и зачисление, а потом в течение года должен принести оригиналы в университет.

— Через сервис “Поступление в вуз онлайн” на портале Госуслуг, который планируют запустить 20 июня. Правда сейчас до конца не ясно, как он будет работать. Но судя по деморолику, суперсервис будет удобнее, чем личные кабинеты вузов. В нем абитуриент сможет отправить документы сразу в несколько университетов, отследить свой рейтинг и зачисление в один из вузов.

Согласно приказу Министерства подать документы очно, Почтой России или по электронной почте в 2020 году нельзя. Но, по словам министра образования, если у абитуриента нет интернета, отправить документы почтой все-таки можно. При этом как определяется наличие возможности доступа к Интернету не сообщается.

Для создания учетной записи абитуриента на портале госуслуг электронная подпись может потребоваться

Поступление в вуз онлайн
Поступление в вуз онлайн

Чтобы воспользоваться сервисом “Поступление в вуз онлайн”, абитуриенту нужна учетная запись на портале Госуслуг. Пока окончательно не ясно, какой статус должен быть у учетной записи: упрощенная, стандартная или подтвержденная. Но можно предположить, что понадобится подтвержденная – в инструкциях портала указана, что именно такая учетная запись позволит воспользоваться всеми услугами сервиса.

После создания учетной записи нужна процедура подтверждения, которую можно выполнить следующими способами:

  • Прийти в МФЦ. Но во время пандемии МФЦ продолжают работать только по записи. В большинстве отделений электронная очередь на одну-три недели вперед.
  • Воспользоваться интернет-банком Сбербанка, Тинькофф Банка или Почта Банка. При этом абитуриент должен быть клиентом одного из этих банков.
  • Получить письмо по почте с данными для подтверждения. Но сроки отправки такого письма не указаны.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что если у абитуриента нет подтвержденной учетной записи на портале госуслуг, он не является клиентом перечисленных банков, и отсутствие возможности использования Интернета не очевидно, для использования сервиса “Поступление в вуз онлайн” ЭЦП все-таки целесообразно получить.

О том, как это сделать без предоставления Свидетельства об ИНН и СНИЛС на бумажных бланках, написано здесь.

Абитуриентам можно посоветовать зарегистрироваться на портале Госуслуг заранее. Когда сервис “Поступление в вуз онлайн” запустят, работа портала может быть не стабильной из-за высокой нагрузки.