Найти тему
Андрей Медонос

Чулымцы - вымирающий, дикий народ из сибирской тайги!

Оглавление

Наш маленький народ живет в одном из красивейших мест Красноярского края: величественная тайга, среди которой находится деревня Пасечное, прозрачные реки, полные рыбой, чистый воздух. Наши предки сами выбрали эти места, потому что они поразили их своей красотой и возможностью богато жить за счет рыбной ловли, охоты, собирательства и бортевого пчеловодства. Имя взяли они себе по названию той реки, которая стала для них источником жизни (река Чулым).

Как появились Чулымцы?

У нас есть много легенд и преданий, откуда пошел чулымский народ. Для начала расскажу о наиболее известной. Название реки Чулым переводится с тюркского, как «бегущий снег». Существует легенда, что тюркские воины, в глубокой древности, кочевали зимой по верховьям Саян, а снег был такой глубокий, что у них от бескормицы пали все лошади. Тогда воины развели в горах, на снежном леднике, очень большой костер, под которым растаял снег, и попросили Дух огня помочь им, сделать костер еще больше. Дух огня сотворил из горы вулкан и весь ледник растаял - так образовалась река Чулым. Воины, оставшиеся без коней сделали себе узкие лодки и стали жить на этой реке - так появились Чулымцы. Прошли века, но по прежнему Чулымцы живут дарами тайги, охотятся, рыбачат и содержат пчел в самодельных бортиях.

Альтернативная легенда

По другой версии, Чулымцев прибило к берегам реки Чулым во времена Ноевого потопа. Длительное время они жили на деревьях, ждали пока спадёт вода. Эта версия подкреплена тем фактом, что даже по сей день у Чулымцев остались дома на высоких кедрах, в которых живут старейшины. Интересно заметить, что почва, в окрестностях Чулыма покрыта мхом и если копнуть и приподнять мох, под ним чаще всего оказывается песок, в котором находят морские ракушки.

Зарисовка исследователей
Зарисовка исследователей

Культура

До середины 20 века у Чулымцев не было магазинов, где можно было бы что-то купить. Да и сейчас в деревне Пасечное нет магазина. Моя бабушка рассказывала, что раньше чулымская девушка для того, чтобы считаться невестой должна была сама поймать в реке огромного налима или нельму и из шкуры рыбы сшить мужские штаны. Только после этого к этой девушке могли посылать сватов. А одежду себе и детям чулымки шили из холста, сотканного из обработанной крапивы. Крапиву собирали женщины, обдавали стебли кипятком, мяли, пряли, и из крапивных нитей шили одежду себе и детям. Поэтому чулымские женщины самые терпеливые. На одежду из крапивного холста нашиваются ракушки, красивые пуговицы, речной бисер, перья животных. И получается такая красивая одежда.

Участница музыкальной группы OTYKEN из состава Чулымцев
Участница музыкальной группы OTYKEN из состава Чулымцев

Для Чулымцев окружающая природа всегда была живой. У каждого родника, горы, озера, реки есть свой дух или, как ещё говорят, хозяин. Охотникам он встречается то в образе молодой девушки, то красивой взрослой женщины, а то и в образе седого старика. Если Охотнику предстоит ночевка в лесу, или на рыбалке, то он угощает хозяина и просит разрешения на ночлег. Тогда ночевка будет теплой, на спящего человека не нападет дикое животное.

Чулымцы, народ с открытой и доброй душой. Часто спрашивают, во многих местах, где охотился человек, зверя в лесах почти не осталось. Как Чулымцы сохранили изобилие в лесах? Мы с другом - чулымцем выросли с малых лет вместе. Играли в охотников и выросли в тайге. С малых лет охотились с его отцом и радовались добыче. Однажды они с отцом охотились на маралов и убили марала. По дороге домой сын увидел и косулю, и хотел выстрелить, а отец ласково посмотрел на сына и остановил его, сказав самые мудрые слова: "Хозяин леса был так щедр, что дал нам марала, а ты еще хочешь забрать у него косулю? Ты бы отдавал так щедро своих детей?" На этот вопрос я не нашел ответа и очень был удивлен узнав, что все животные - это дети Хозяина Леса. Чулымец, когда идет на охоту всегда просит добычу для своих родных и односельчан и всегда старается делиться со всеми. И никогда не берет у леса сверх меры.

Современные Чулымцы

На данный момент известно, что Чулымцев осталось приблизительно 180 человек. Наиболее известные представители чулымской культуры это музыкальная этническая группа OTYKEN. Группа OTYKEN — Сибирские аборигены, покорившие международный фестиваль «Хоомей в Центре Азии», музыкальные экспоненты всемирной зимней Универсиады 2019 в Красноярске, пчеловоды отшельники, живущие на деревьях Чулымской тайги. Горловое пение, стихийный вокал, взрывной саксофон голосами зверей, игра на гигантских барабанах из кожи маралов. Современные ритмы сплетаются с древними мелодиями. Дикие танцы в шкурах зверей поглощают в первобытный перформанс.  Удары бубна уводят таёжными тропами. Сила и магия такой музыки исцеляет тело и душу, и может погрузить в транс.