Президент Белоруссии Александр Лукашенко в среду, 3 июня, отправил правительство страны в отставку, сообщается ИА Регнум.
«Всегда накануне выборов действующий президент определял правительство заранее, чтобы люди, голосуя за или против, понимали, кто будет заниматься решением насущных вопросов, связанных с их жизнью, социально-экономическим развитием нашего государства», — сказал Лукашенко на одном из заседаний в среду.
Также он отметил, что страна достаточно нормально справилась с коронавирусной проблеммой. «Хорошо, что мы так вывернулись, выкрутились в этой ситуации с пандемией, не остановили производство», — приводит слова Лукашенко пресс-служба белорусского президента.
Еще президент Белоруссии заявил, что мировой кризис не мог не отразиться на стране и указал, что, по его мнению, если бы производство в республике на тот момент было бы остановлено, его бы уже не удалось запустить вновь.
Это все строчки из официальных белорусских СМИ. Но, что касается реальных настроений в республике, увы, они безмерно далеки от привычного официоза.
Вот уже двадцать шесть лет Лукашенко правит в Белоруссии практически неограниченной властью. Он занимает свой пост с июля 1994 года, последовательно выигрывая, точней, "выигрывая", (зависит от взгляда избирателя) каждую избирательную гонку с показателем не менее 75% голосов. Его сыновья Виктор и Дмитрий также занимают высокие государственные должности. В целом, электоральное поле до последних лет было зачищено почти до уровня стерильного, а политические оппоненты "батьки" выдавливаются из страны, как Зенон Позняк, садятся в тюрьму, как Николай Статкевич, или пропадают без вести, как Виктор Гончар и Юрий Захаренко.
Очередные выборы планируется провести 9 августа, но уже сейчас кандидаты сталкиваются с огромными трудностями при проведении кампаний. С еще большими проблемами сталкиваются их сторонники. И, тем не менее, общее настроение масс беспрецедентно революционное – несмотря на пропаганду, аресты, угрозы и противоправные действия против кандидатов и членов инициативных групп, общественный консенсус сводится к мысли, что "жить так дальше уже нельзя", а в интернете люди вообще говорят о готовности активно участвовать в революции.
В оппозиционной среде Лукашенко прозвали "тараканом", правда это не единственное его прозвище. Еще есть "дед", "Саша - три процента", "пересидент". Хотя, "таракан" - самое популярное. Его он получил, благодаря одному из соперников, оппозиционному блогеру Сергею Тихановскому, который стал чрезвычайно популярен тем, что ездил по стране и спрашивал на камеру простых людей, как им живется и что они думают по поводу властей. Народные откровения чаще всего были резкими и резонировали с демонстрируемой властями точкой зрения на жизнь белоруссов. Оскорбительное же прозвище как раз и родилось в одном из таких комментариев. Жительница города Глубокое сравнила президента с героем сказки Корнея Чуковского "Тараканище" - который кажется страшным, но на деле собой ничего не представляет и его можно раздавить. Аналогия успешно проросла на протестной почве - сейчас редкий митинг проходит без лозунга "Стоп таракан", принесенных домашних тапок и веников, которыми "таракана" пора "прихлопнуть".
Естественно, что Лукашенко по мере сил запугивает оппозиционеров, даже запретил в стране социологические опросы о рейтинге президента, но настроение у народа боевое, видать вспомнили, что они потомки белорусских партизан. Протестующие координируют свои действия, собираясь на мирные пикеты и отзывая свои подписи в поддержку Лукашенко. В клубок протестных настроений сплелись и простая психологическая усталость от бессменного лидера, и отсутствие реформ, и эпидемия, которую Беларусь пережила со скандалами и без карантина, и парад девятого мая вместо карантина, и ухудшающаяся экономическая ситуация. Люди не сомневаются в том, что власти пойдут на фальсификации и репрессии, но готовы выходить на улицы добиваться справедливости.
И кажется, что всё идет к тому, что после девятого августа руководителю последней советской республики уже придется выбирать между добровольным уходом и войной с собственным народом, которому он просто "настоиграл"...