Нация - это достаточно позднее в истории человечества понятие. Появление наций - это Европа XVII-XVIII вв. Когда из разрозненных этничностей, управлявшихся часто инородными династиями, стали формироваться целостные нации, управляющиеся национальными элитами. Все неевропейские национализмы рассматривались как определённое заимствование европейской концепции.
Однако это европоцентристский подход. Он апеллирует к тому, что государственные и этнические границы исторически не совпадали как в Европе, так и в других странах мира до эпохи Нового времени. Правда тут есть, однако такой подход не учитывает такое государство, как Великая Армения.
Уже к началу II вв. до н.э. Армения была представлена исключительно армянским населением. Как говорил римский историк Страбон, "вся земля говорила на армянской речи". Единый язык является ключевым фактором формирования нации. В Европе до эпохи Реформации и Просвещения в обращении использовались десятки диалектов - смесей местных языков и латиницы.
В Армении уже в античности население было гомогенным и границы Армении почти совпадали с границами армянского языка. До Арташеса I ещё шёл процесс консолидации: постепенно матиены, алародии, халды и прочие этничности вошли в состав армянского этноса (как описывал Ксенофонт, армяне и халды стали вступать в совместные браки).
Павстос Бузанд неоднократно сливает понятие "армяне" и "носители армянского языка", называя армян "народом армянской речи", "языком дома Торгомова". Сам язык армянский уже тогда обретал эпитеты и восхвалялся, как лучший язык в трудах Егише, а позже Вардана Айгецки, Григора Татеваци, Фрика, Чамчяна и других. В Европе подобное отношение к своему языку стало зарождаться опять же в эпоху Просвещения.
Важным фактором создания европейских наций считается печать. Именно печать, в целях удобства, постепенно приравнивала письменную речь к одному диалекту в пределах страны. Читающие газеты европейцы, таким образом, стали читать их на одном языке, ощущая определенную общность. Этот диалект позже становился основным письменным, а позже и государственным языком.
Так как армяне уже отождествлялись с армянским языком, а Арташес I утвердил окончательно армянский язык государственным, то остался вопрос национальной письменности. В 405 году был написан армянский алфавит Месропом Маштоцом. Появился фундамент развития публичного образования. Таким образом, вся Армения уже не только говорила, но и читала на особом, собственном алфавите. То есть армяне уже тогда воспринимали себя как некая единая общность.
Этому способствовал внешний фактор, а именно фактор постоянной угрозы. Он требовал мобилизации населения и росту патриотических чувств. Фактически к V веку Армения обладала обособленными чертами: собственная ветвь христианства, собственный алфавит, отдельный язык. Все эти факторы, с одной стороны, чётко отделяли население Армении от всех остальных народов, а, с другой стороны, консолидировало население изнутри.
Аварайрская битва стала ключевым сюжетом формирования идентичности. Битва стала главным национальным мифом страны, образ Вардана стал вечным образом героя, образ Васака - вечного врага. Аварайр стал символом сопротивления и единства армянского народа. Фактически, мы уже здесь говорим о существовании армянской нации.
Однако нужно делать допущение. Действительно, до появления массовой печати говорить о полноценно стабильной национальной идентичности достаточно трудно. Поэтому не все части армянского народа были объединены общим представлением и местечковые тенденции вполне очевидны.
Также есть так называемая "теория разрывов", которая предполагает, что армянская нация из-за падения Армении испытывала размывание этничности. Яркий тому пример привёл Иосиф Эмин, утверждавший, что видел армян в Османской империи, которые считали, что мусульмане управляли ими вечно. Из-за отсутствия общего армянского образования и доступа к книгам они забыли о том, что у них была древняя история и государство.
Отсюда наиболее корректным будет такой вывод. В V веке армяне уже сформировались как нация в европейском понимании, задолго до подобного опыта в самой Европе и других странах. В то же время, местами происходил "разрыв этничности" и только в XVI веке начался вновь процесс окончательного формирования армянской нации. Когда купечество начало спонсировать церковь, зародилось армянское книгопечатание и стало расти образование.
К XIX веку этот процесс уже завершился и национальные сюжеты вновь были возрождены деятелями интеллигенции, то, что называлось "армянской революцией" в трудах Гарегина Нжде. Таким образом, армянская нация, с одной стороны, древнее европейских и, с другой стороны, достаточно нова и на становление армянской нации также, как и на европейские, повлияла эпоха книгопечатания, Просвещение, либерал-демократические движения и классическая европейская философия.
Предлагаем прочитать: