Кинокомпания «Дисней» побоялась выпускать ленту «Кролик Джоджо» в России в год 75 – летней годовщины победы в Великой Отечественной войне. Между тем «Кролик Джоджо» заслуженно получил Гран - при на фестивале в Торонто. Позже премию «Оскар» за лучший адаптированный сценарий – экранизацию книги К. Люненс «Птица в клетке».
Парадокс в том, что в антифашистском содержании как книги, так и фильма, думаю, никто сомневаться не будет. Но такова уж судьба фильмов с комедийным ракурсом на трагические события войны. В свое время скандал сопровождал вручение премии «Оскар» фильму Роберто Бенини «Жизнь прекрасна». Особенно возмущался С. Спилберг. Так что когда объявили о награде, Бенини специально пошел по спинкам кресел и наступил Спилбергу прямо на лысину. Лента Бенини родилась из рассказов его отца. Свои воспоминания о концлагере для сына он переделал в забавные истории. Дедушка автора книги «Птица в клетке» во время войны тоже оказался в концлагере. И Люненс, помнила об этом и писала серьезную книгу. Но Тайки эту книгу пересказывала мама, превращая драму в комедийные приключения 10 – летнего мальчика, пытающего стать настоящим нацистом.
Режиссер фильма Тайки Вайтити в детстве очень любил рисовать повсюду свастики — но каждый раз пугался своего творчества и тут же дорисовывал знак до окна. Окно потом превращалось в дом, так что все тетради Тайки были изрисованы домами. В психологии детей в любые времена живет противоборство запретного и официального. Времена героев этого фильма таковы, что запретным оказываются самые светлые чувства и мысли.
Джоджо живет в нацистской Германии, с матерью, без отца и придумывает себе воображаемого друга Адольфа Гитлера. На протяжение всего фильма на экране развернется жаркая битва за душу мальчика. Его мама как раз из тех, кто не собирается признавать фашистский режим и борется с ним до конца. Адольф Гитлер в фильме - яркий сатирический образ, сыгранный режиссером из Новой Зеландии Тайки Вайтити. Очень необычный взгляд на войну понятен еще и потому, что Вайтити, в силу возраста и благополучной творческой биографии, вообщем - то далек от мрачного восприятия событий прошлого. Именно это позволяет ему потрясающе балансировать между трагедией и комедией. Режиссер намеренно сделал диалоги современными, а музыку взял из «Битлз» . У фильма есть несомненные плюсы: талантливая игра Скартлет Йоханссон, Сэма Рокуэлла и самого Вайтити, необычный стиль повествования. Но фильм снимался в США, поэтому освободителями Германии здесь показаны американцы, а отношение к советской армии в финальных эпизодах наполнено недоброжелательностью. Но фильм не об этом. Желание показать как обрабатывались немцы нацистской пропагандой, в какой жесткой атмосфере росли дети при фашистском режиме превратилось в итоге в одну из ярких тем современной литературы и кино. Это разговор не только о прошлом, но и о настоящем.
Киновед Владимир Жерехов