Найти в Дзене
Лекторий СПВ

Шведский проповедник попал в русский плен. И стал богатым и успешным человеком

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

После Полтавской битвы в русском плену оказались не только военные шведской армии, но и гражданские лица. Дело в том, что в обозе армии Карла XII находились ремесленники - колесники, кузнецы, канатчики, пивовары. Кроме того, многие военные отправились на войну с семьями. Их жены и дети шли последними в длинных армейских колоннах...

Одним из гражданских лиц, оказавшихся в плену, когда битва еще была не окончена, стал 30-летний швед Эрик Седерхольм. Он был выходцем из семьи истопника королевского дворца. В 18 лет юношу взяли камердинером к известному доктору теологии пастору Йорану Нордбергу. Во время Северной войны тот был назначен придворным проповедником, и Эрик вместе с ним отправился на театр военных действий.

Известно, что на исходе Полтавской битвы Эрик Седерхольм отдал своего коня шведскому офицеру, оставшемуся безлошадным. Офицеру удалось избежать плена, а вот Эрику - нет...

После громкого поражения шведской армии пленников ожидало долгое и мучительное путешествие: по указанию Петра I их направили в Москву, где 21 декабря 1709 года состоялся парад победы. В триумфальном марше, продолжавшемся на морозе с утра до вечера, принимали участие и шведские пленные, среди которых был Эрик Седерхольм.

Картина "Полтавская битва". Художник Пьер Мартин. Фоторепродукция из открытых источников.
Картина "Полтавская битва". Художник Пьер Мартин. Фоторепродукция из открытых источников.

Часть этих пленных Российское государство использовало на строительных работах и на производствах, других передавало частным лицам. Эрику повезло. Его взял к себе на службу известный дипломат, сподвижник Петра I, предприниматель Савва Рагузинский. Будучи придворным закупщиком царя, Рагузинский занимался приобретением мраморных скульптур для Летнего сада. Кстати, именно он купил на невольничьем рынке в Константинополе «малолетнего» арапчонка Ибрагима, ставшего впоследствии предком А. С. Пушкина.

В благодарность за службу Петр I подарил Рагузинскому земли на Украине и на завоеванных территориях в Прибалтике. Эрик Седерхольм попал в одно из новых владений Рагузинского и стал распорядителем поместья недалеко от Ревеля. В его обязанности входили организация работ, сбыт и обмен товаров. По службе Седерхольм много общался с известным купцом-оптовиком немцем Берендом фон Вереном, учился у него тонкостям купеческого дела.

В гостеприимном доме фон Верена Эрик познакомился с его экономкой Бриттой Экман, финкой по национальности. Молодые люди полюбили друг друга, и 28 декабря 1719 года в петербургском особняке Рагузинского на набережной Невы состоялась свадьба. После окончания Северной войны в 1721 году молодая семья перебралась в Финляндию, которая тогда еще была частью Швеции. Эрик стал инспектором морской таможни.

Однажды его знакомый таможенник Улов Мальма встретил в Стокгольме того самого офицера, которому Седерхольм отдал своего коня в Полтавском сражении. Тот расспросил об Эрике, передал ему деньги, а вскоре между ними завязалась переписка...

Супруги Седерхольм прожили в согласии тридцать один год. У них родились десять детей (пять из них умерли в младенчестве). Старший сын Юхан, родившийся в Гельсингфорсе в октябре 1722 года, проявил интерес к купеческому делу. Отец охотно делился с ним тем, чему научился в России.

Со временем Юхан стал успешным предпринимателем, самым богатым человеком в Гельсингфорсе, а его двухэтажный особняк в XVIII веке считался лучшим частным домом города. С небольшими перестройками он сохранился по сей день (на главной площади, Сенатской) и считается старейшим зданием финской столицы, являясь частью городского музея. Дневники Юхана, изданные в 1807 году в Гельсингфорсе, сохранили для потомков память об удивительной судьбе его отца. К сожалению, на русский язык они до сих пор не переведены.

Спустя почти два века жизнеописание Эрика Седерхольма стало основой международного проекта «Балтийские отношения», продолжавшегося в 1996 - 2003 годах. В нем участвовали четыре страны - Швеция, Россия, Финляндия и Эстония. В ходе проекта, ставшего примером диалога культур во времени и пространстве, в российских и шведских архивах удалось уточнить биографию главного героя. Российская часть проекта, в которой участвовал Музей истории Санкт-Петербурга, называлась «История семьи, которая объединила наши страны».

На наш взгляд, проект достоин продолжения. Ведь выросли новые поколения, которым было бы интересно узнать о Северной войне сквозь призму жизни конкретного человека.

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.