Найти тему

Книжные «супермодели» на картинах Игоря Белковского отмечают свое 25-летие

Продолжаем виртуальный тур по раритетам из фонда главной библиотеки Челябинской области.

Белковский И. В. Старые книги 1995
Белковский И. В. Старые книги 1995

Два постера картины «Старые книги» (1995) с автографом их создателя Игоря Белковского, украшающие интерьер отдела редких книг Челябинской ОУНБ, не только знакомят читателей с подлинными изданиями из фонда библиотеки, но и позволяют ощутить атмосферу прошлого - «дыхание» раритетов. Многие книги сохранили тепло рук их создателей, первых владельцев, а некоторые из этих цимелий «жили» когда-то в библиотеках известных людей нашей страны.

Автора картины научил ценить книги отец – фотохудожник, член Союза журналистов СССР – Владимир Васильевич Белковский. Как истинный книголюб В. В. Белковский был частым гостем челябинской Публички, встречался с членами клуба любителей миниатюрных книг «Жемчужина».

Любовь к книгам передалась от отца к сыновьям – Сергею и Игорю. Затем состоялось и знакомство с заслуженным работником культуры Российской Федерации А. Г. Завриной. В 1995 г. по совету Александры Григорьевны Игорь Белковский написал картину «Старые книги».

И. В. Белковский
И. В. Белковский

Игорь Владимирович Белковский – известный художник, уроженец Челябинска (ныне проживает в Москве). Выпускник Московского художественного института им. В. И. Сурикова, член Творческого союза художников России и Международной конфедерации художников.

Он создал коллекцию портретов звезд российской эстрады, театра и телевидения: И. Кобзон, Л. Лещенко, А. Арканов, А. Буйнов, В. Винокур, и мн. др. Эта коллекция в 2000 г. занесена в «Книгу рекордов планеты» (российский аналог «Книги рекордов Гиннесса»). Натюрморты, пейзажи, портреты, жанровые картины живописца находятся в частных коллекциях и художественных галереях 17 стран мира – США, Франции, Англии, Германии, Голландии, Венгрии, Италии и др.

С картины И. В. Белковского «Старинные книги» (другой вариант названия – «Старые книги») в Германии отпечатали постеры, и они разошлись по миру. У картины «Старинные книги» счастливая судьба. Художник написал это полотно в 1995 г. На нем запечатлены реально существующие в фонде редких книг ЧОУНБ старопечатные и библиофильские издания. Оригинал картины приобрел коллекционер из Пекина.

Семь книжных реликвий органично существуют на картине. Наметанный библиофильский глаз без труда назовет их.

На переднем плане в раскрытом виде находится «Псалтирь» XIX в. На открытых страницах перед нами величественно предстает Давид Псалмопевец, отчетливо видны заставка, инициал, читаются некоторые строки. Мы погружаемся в мир картины, ощущаем тихий шелест пожелтевших страниц, гладкость хорошо выделанной кожи и приятный холодок от металлических застежек.

Далее мы видим четыре роскошных библиофильских отечественных и зарубежных изданий XVIII – начала XX вв. Как фундамент отечественного книгоиздания показан один из томов знаменитой «Живописной России» Маврикия Осиповича Вольфа.

Современники по достоинству оценили эти фолианты. «В России еще не было такого частного издания ни по своим задачам, ни по размеру, ни по своей роскошной внешности, – писали «Новости».

«Живописная Россия» представляет собой не только художественное изображение всей России во всем ее историческом, этнографическом и культурном разнообразии, но и замечательный памятник типографского и ксилографического искусства». «Издание может называться роскошным альбомом, заслуживающим внимания публики» – утверждал «Голос». «Издание это обещает быть географическо-статистической русской энциклопедией, которая, кроме разнообразия содержания, должно отличаться еще и живостью изложения», – писали «Отголоски».

«Живописная Россия» стала грандиозным издательским проектом Российской Империи. Многотомная энциклопедия состоит из 19 книг, которые включают в себя 880 печатных листов или 69842 страницы.

Количество отдельных очерков, из которых каждый посвящен какому-либо описанию или исследованию равняется 220, общее число ученых и писателей, принимавших участие в «Живописной России» с самого ее основания – 93. Если прибавить к тому числу и сотрудников редакции, подготавливавших материал, проверявших и заполнявших цифровые данные и пр., то это оно достигает 117. Художественная часть «Живописной России»: 38153 иллюстраций, из которых 400 представляют собой большие картины во всю страницу, гравюры на дереве и цинке, фотоцинкографии с натуры и пр.

Общая сумма капитала, затраченного на издание составила 5500001 рублей. Кроме 117 писателей и ученых, принимавших участие в составлении текста, над изданием трудилось 423 человека. Это были наборщики, метранпажи, художники, граверы, фотографы, бумажные фабриканты, переплетчики и пр.

Притягивает внимание книга, которая словно «удерживает» по вертикали всю композицию натюрморта. Она словно в легком поклоне приглашает бережно к ней прикоснуться. Это – самое раннее издание нашей библиотеки – знаменитая «Библия» Ивана Федорова (Острог, 1581).

Наша бесценная книжная реликвия 35 лет тому назад была приобретена у жителя г. Сатки Челябинской области.

Это первая полная восточнославянская Библия – издательский подвиг первопечатника. Появившись в конце XVI в., книга способствовала росту национального самосознания русских, украинцев и белорусов, укреплению позиций славянских языков.

Оформлена строго и просто: напечатана двумя столбцами, в 2 цвета, имеется 81 заставка, 70 концовок, 1384 гравированных инициала.

При печатании книги Иван Федоров использовал 6 специально изготовленных различных по размеру и графике шрифтов (4 кириллических и 2 греческих). Тираж издания для того времени был большим – более 1000 экземпляров, до нашего времени дошло около 350.

Особыми знаковыми и символическими смыслами наделил полотно Игорь Белковский. Книги сосуществуют наряду с культурными артефактами – подсвечником с тремя полупотухшими свечами, гусиными перьями, древними монетами и карманными часами. Так сходятся в одной точке, в одном объекте – книге – вещественные и знаковые артефакты мироздания.

И сама картина, и имя И. В. Белковского в сознании отечественного библиотечного сообщества и книголюбов ассоциируются с сокровищницей главной библиотеки нашей области – ее фондом редких книг. Это помогает нам формировать и поддерживать позитивный имидж ЧОУНБ как крупнейшего держателя фонда редких изданий на Южном Урале.

Автор: Юлия Яхнина, зав. отделом редких книг