Найти тему
Agapova.School

Цифровое безумие 2020. Начало новой реальности

https://vk.com/agapova.school?z=photo-174217233_457241104%2Falbum-174217233_00%2Frev

Сейчас, в период самоизоляции, родители в полной мере осознали проблему ранней зависимости от гаджетов. Хотя медики и педагоги последствия этого наблюдают уже давно. В чем их опасность для детства и отрочества? Какие риски они несут подрастающему поколению и как их учитывать педагогам, родителям, чиновникам? Почему для взрослых они минимальны, а для детей это блокировка развития?

Как можно заменить методы, активно формирующие мозг ребенка, содействующие образования нейронных связей: беседа, чтение книг, слушание музыки, подвижные игры – на впустую потраченное «общение» с экраном?

Многие скажут: «Время другое. Дети другие. Они быстро осваивают технологии»… и приведут еще массу аргументов. Но аргумент может быть только один: развитие мозга проходит все те же этапы, как и 100 лет назад. Разве есть примеры, когда женщина стала вынашивать ребенка меньше отведенного срока? Нет в мировой практике случаев описания двухмесячного ребенка, передвигающегося на своих ногах, или трехмесячного со связной речью на уровне старшего дошкольника. Мы понимаем, что это невозможно. Все знают, что мозг ребенка активно развивается в период младенчества, детства и юности: он должен созреть, вырасти, построить и укрепить нейронные связи, миелиновую оболочку. Он может «строить» сам себя в силу своей пластичности, в ответ на сигналы из внешней среды, события, в которых он участвует, опираясь на собственные действия и опыт. Только обогащенная среда и деятельность формируют мозг, стимулируют производство новых нервных клеток, ответственных за обучение и память. Чем больше внешних стимулов в детстве, тем активнее и быстрее формируется мозг: «Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», — считает британский профессор психологии Т. Бирон.

Ответственность за ребенка несут родители. Так почему же мы не прислушиваемся к профессионалам, не доверяем интуиции наших педагогов, которые пытаются донести до нас те риски, которые возникают в случае раннего приобщения к гаджетам? Они наблюдают у детей и подростков потерю памяти, расстройство внимания, когнитивные нарушения, подавленность, депрессию, низкий уровень самоконтроля, несформированную письменную речь, все те проявления, которые получили название цифровое слабоумие («digital dementia»).

Ребенок должен физически, а не виртуально исследовать мир: бояться, восхищаться, удивляться, сопереживать, озадачиваться, находить выход из положения и принимать решения. Ему необходимо получать бесценный практический опыт в качестве пищи для мозга. По мнению ведущего эксперта в области развития мозга, нейропсихолога Брайана Колба: «Все, что меняет ваш мозг, меняет ваше будущее… Мозг формируется личным опытом и образом жизни. Любые изменения в мозгу отражаются в поведении. Справедливо и обратное: поведение может изменять мозг».

Как школа может научить ребенка думать, писать, читать, запоминать, если в мозгу не сформированы необходимые для этого связи?

Запоминание, например, напрямую связано с глубиной переработки информации, а если ребенок «порхает» с сайта на сайт, она близка к нулю и вряд ли что-то прочно будет откладываться у него в памяти. Таким же способом, представители поколения Copy and Paste, готовят «рефераты»: беглый просмотр и простое копирование кусков текста, никак не содействуют усвоению знаний и формированию навыков. По мнению С. Гринфилд, «цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом».


Смотрите
Образовательный форум - выступление "Дисциплина мышления"

Задайте мне вопрос

Знакомьтесь:
Команда образовательного проекта Agapova.School в ВК - научный подход, многолетний опыт работы с детьми и родителями, логопедические и педагогические секреты, практические задания, индивидуальный подход.