Найти в Дзене
Я буду честно

"Мама вышла замуж". Кто виноват и что делать? ч.2

к каждому персонажу стоит приглядеться, чтобы понять его.
Мама.

Продолжение. Первая часть вот тут.

Мы остановились на том, что к каждому персонажу стоит приглядеться, чтобы понять его.

Мама. Зина - красивая женщина и могла бы выскочить замуж очень давно. Но она посвятила жизнь воспитанию сына. И позволила себе немного личного счастья, только когда Боря окончил школу. Когда ее лучшие годы прошли. Уже одно это говорит о ней как о любящей, заботливой матери, для которой важнее были интересы сына, чем свои.

Видя, что Борис отказывается принимать Виктора, Зина проявляет терпеливость и такт, чуткость. Она ни разу не сорвалась на сына, она пытается сглаживать острые углы деликатно, не ущемляя чувство собственного достоинства ни Бориса, ни Виктора. Раз за разом, когда Боря ведет себя вызывающе или резко, она нивелирует его взрывы своим мягким поведением и лаской.

Ни единого упрека ни сыну, ни мужу. Ни злости, ни агрессии. Только любовь движет ею в общении с каждым из них.

-2

Виктор. На таких мужчин можно молиться. Сколько этот бедный Виктор вытерпел от строптивого сынули - это же ужас. Другой давно бы сбежал. Или выгнал Борьку. Или дал подзатыльника. Или начал пилить Зину, что плохо воспитывает сына.

Виктор же терпеливо сносит все Борины заскоки. Несмотря на явное неприятие, продолжает искать точки соприкосновения, не сдается. Конечно, он это делает ради любимой женщины.

Вот как раз тут Виктору предлагают выпить "по-маленькой"
Вот как раз тут Виктору предлагают выпить "по-маленькой"

Для нее же он и пить бросает. В фильме есть отличная сценка, где собутыльники зазывают Виктора выпить "по-маленькой", так соблазняют, что даже трезвенник бы проникся. Но Виктор сбегает от них с криками, что лучше принесет зарплату жене. По-моему, это поступок. Ну, а уж с какой гордостью он эту самую зарплату приносит, и как счастлива этому Зина. Не самим деньгам, а именно факту: в доме появился мужик, добытчик.

И фамилию свою Виктор предлагает Боре без задних мыслей. А из лучших побуждений. Они теперь семья, Борю он искренне хочет считать своим сыном отсюда и такое предложение.

-4

Да он даже готов книжки Борькины перечитать все до единой, если это поможет им сблизиться, хотя, очевидно, что для него это будет непростая задача.

И всю зарплату в дом, и пить бросил, и билеты на футбол, и пальто новое Боре. Может быть, уже и поздно претендовать на роль отца, но почему бы не попробовать? В конце-концов, каким бы вредным ни был Борис, это сын любимой женщины.

Ну а теперь о Боре. Конечно, он в фильме главный источник негатива и конфликтов, но давайте посмотрим на него внимательнее.

-5

Борин родной отец бросил их, всю жизнь они прожили в вдвоем - Боря и мама. В то время как отец устроил свою личную жизнь и даже заимел нового ребенка. В этом и кроется основная причина Бориного поведения. Он слишком привязан к маме. И слишком боится, что ее снова кто-то обидит, бросит.

Он давно привык считать себя мужчиной в доме. Он очень трогательно заботится о маме. Приходя с ночной смены, Боря ходит по квартире на цыпочках, чтобы не разбудить маму. Не забывает он и о подарке на день рождения, и даже перевязывает упаковку бантиком.

-6

Увидев Виктора впервые, Боря в первую очередь думает, не причинит ли этот человек матери вреда. И у Бори есть основания опасаться этого. Виктор сам признается, что прежде он выпивал. Жилья у этого Виктора нет. Да и вещей тоже нет толком. Такое перекати-поле, ни кола, ни двора. Конечно, Боря не хочет, чтобы мать, поверив и доверившись этому человеку, потом страдала.

Оказавшись в одной комнате с посторонним, Борис отгораживает свой угол шкафом. Что совершенно естественно, и о чем подумать должны были, вообще-то, Зина и Виктор. Или они собирались спать вместе прямо на глазах у Бори? Или они полагали, что взрослому парню не нужно иногда личное пространство? Коммуна-коммуной, но спать всем колхозом в одном помещении взрослым людям все-таки не стоит.

-7

В конце-концов, Боря даже уезжает в деревню на время своего отпуска. Чтобы не мешать маминому счастью. Это тоже поступок, потому что делать ему в этой деревне явно нечего.

По приезду из деревни Борис просит тетку остаться у нее пожить. И это тоже попытка благородно не путаться у матери под ногами.

Что же им всем делать? Да ничего. Время все расставит по местам. С мамой Боря уже помирился, с Виктором тоже вскоре образуется - как только Боря поймет, что этот мужчина в их жизни надолго, и мама с ним счастлива. Ну а сам Боря вскоре уйдет в армию, потом женится, повзрослеет, будет жить отдельно и конфликт вообще сойдет на нет.

-8

Заставить Борю полюбить Виктора невозможно. Но уважать его, я думаю, Боря будет. Как только разглядит его.

И немного слов об актерах фильма.

Не знаю, как вам кажется, но я голосую за то, что ярче всех здесь сыграл Николай Бурляев. Очень сложная роль, в первую очередь, психологически и эмоционально. Нужно было найти подходящие краски, интонацию, не скатиться в пошлость или, того хуже, в нездоровую привязанность сына к матери. По-моему, актер был великолепен, он словно бы лично пережил когда-то эту ситуацию, настолько точна и безупречна его игра.

-9

Вместе с тем не хочу умалять работу и Люсьены Овчинниковой, и Олега Ефремова. Получился гармоничный дуэт двух таких вроде бы простых работяг, в то же время исключительно интеллигентных, чутких людей. Взрывной темперамент Бориса они оттенили своей деликатностью и тактом. Тем самым еще больше высветив драму сына, у которого, как ему кажется, отняли мать.

-10

Прекрасный фильм о вечных ценностях, не поучающий, не морализаторствующий, но рассказывающий историю обычной семьи простыми, безыскусными средствами. В нем нет отрицательных героев, у каждого есть и своя правда, и своя боль, и желание защитить близкого человека.

Музыкальное оформление все это только подчеркивает: в фильме дворовые песни под гитару гармонично соседствуют с концертом Баха, а общим тон всему задает музыка Олега Каравайчука, которая удивительным образом подчеркивает настроение персонажей.

Спасибо за внимание :)