Найти тему

II. Вакханалия безграмотности как следствие технического прогресса

Где та грань, после которой технический прогресс не развивает способности человека, а, наоборот, разрушает его способность логически мыслить, опускает до примитивных инстинктов, лишает возможности адекватно воспринимать окружающий мир? То, что современный пятилетний ребенок шустро жмёт на кнопки смартфона или планшета и бойко елозит компьютерной мышкой едва ли говорит о его умственных способностях. Скорее наоборот, неотягащенный пока знаниями и опытом, ребенок гораздо быстрее, чем взрослый, реагирует на картинку, запоминает ее место на экране монитора и просто наводит курсор на запомнившееся место. Точно также, как большинство взрослых ведётся на медийный видеоряд , будь то реклама, или новости, ребенок легко запоминает образы героев, которые ему демонстрируют на экране. Прошли времена, когда сказки на ночь рассказывала бабушка или читали родители. Им теперь сложно конкурировать с несметным количеством теле и интернет каналов с детским контентом, вещающим 24/7. Ребенок просто тонет в этом мультипликационном потоке. В этом, наверное, нет ничего плохого. Есть только одна проблема: ребенок нажимая кнопки, получает быстрый результат, и привыкает к этому. Однако, в дальнейшем, эта привычка сыграет злую шутку с человеком. Взрослый человек сталкивается с гораздо более серьезными задачами, чем просто выбрать понравившуюся картинку или мультфильм. Но детская привычка, ставшая устойчивым рефлексом, не позволяет человеку, даже при обращении к компьютеру, четко сформулировать свой вопрос. Машинный алгоритм распознавания текстов задан программистом с, пусть квадратным, но логическим мышлением, опирающимся, среди прочего, на твердые правила грамматики. Между тем, следует признать, что уровень грамотности большинства настолько низок, что иные неспособны составить элементарное предложение или вопрос. Неудивительно, что порой компьютер просто не понимает своего пользователя. И тогда на помощь приходят картинки. Но , к сожалению, с помощью комиксов трудно объяснить формулу расчета нагрузки на крыло самолёта. А дети, между тем, уже не помнят таблицу умножения и не могут в уме вычислить процент от числа, хотя бы приблизительно. И не только дети. Умственная деградация человека среднего возраста во всем мире за последние десять, пятнадцать лет видна невооружённым глазом. Деградация пожилых во внимание не принимается: здесь причины физиологические, объективные. Пресечь дальнейшее совершенствование искусственного интеллекта невозможно, но если человек продолжит потакать своим первичным инстинктам, бездумно пялясь в экран гаждета, вместо того чтобы почитать хорошую книгу и поразмыслить, сюжеты "459 градусов по Фаренгейту", "Терминатор" или "Матрица" станут реальностью. И произойти это может гораздо быстрее, чем кажется.