Президенту предложили новый пакет мер. Целых 500. По опыту – это пухлых томов 7-8, если с пояснениями и комментариями.
Он даже несколько растерялся. Заметил только, что, конечно, будет знакомиться. И что на это уйдет недели две. По меньшей мере. Если не отвлекаться ни на что другое. А как не отвлекаться – когда вся страна на плечах?
Но, подумаем: А вообще, президентское ли это дело – в таких талмудах копаться?
Есть ведь общее правило: президенту для изучения любой темы больше двух страничек не подавать. Могут быть еще 3-4 странички пояснений, но это – нежелательно. Вся суть всякого дела, которое доходит до президента, должна быть изложена именно на первых двух страничках.
И президент не должен изучать полную механику предлагаемых действий: кто за кем зачем идет и кто кому что-то дает.
Президенту должно представлять только сам перечень главных задач или целей. И еще - указания на те необходимые средства и действия, с помощью которых эти задачи должны решаться.
И это должны быть действительно главные, основные, цели и задачи. И средства и действия – тоже главные, только те, без которых эти цели и задачи не могут быть достигнуты.
Давайте попробуем представить, как это может выглядеть. Здесь ничего придумывать не надо – сам президент обо всем этом уже не раз говорил. Ну и надо учитывать еще и текущую ситуацию.
О задачах. Первая – самая очевидная. Это - уменьшение зависимости страны от экспорта углеводородов. Сейчас уже всем стало ясно, что если мы сами не решим эту задачу, то ее за нас решат наши внешние «доброжелательные» партнеры-соперники.
Каким путем можно решить эту задачу? Самым простым – установить, что доля сырья в ВВП и в экспорте страны должна ежегодно снижаться. Какие средства и усилия для этого нужно применить – смотри в Приложении.
Вторая задача – повышение доходов основной массы населения. Они, эти доходы, уже который год падают, и такая тенденция становится уже прямо угрожающей.
Опять вопрос – как? И есть опять самый простой ответ – установить, что оклады министров и депутатов не должны превышать 5-кратной величины среднего дохода народа. Пояснения – смотри опять в Приложении.
Третья задача – стимулирование роста малого и среднего бизнеса. Крупный бизнес у нас почти целиком завязан на добычу сырья и на производство вооружений и его стимулировать в целом не надо. А в производстве развитых стран доля малого и среднего бизнеса составляет до 60 % и более. Очевидно, что и нам тоже следует к этому стремиться.
Тот же вопрос – как? И опять самый простой ответ – добиваться, чтобы у операторов этих бизнесов было больше денежных средств и чтобы они были жестко стимулированы использовать эти средства исключительно на развитие и на модернизацию местного национального производства. Механизмы обеспечения успеха в этом направлении – смотри опять в Приложении.
Четвертая задача – крупные проекты. Эпопея со стадионами и парками развлечений, видимо, заканчивается, надо выбирать что-то более подходящее.
Какие проекты теперь надо выбирать? Именно те – которые самым прямым и непосредственным образом помогут нам решать главные задачи – развития экономики и повышения уровня жизни населения.
По опыту других стран – это развитие сети федеральных автобанов. Что создает базу для оживления экономической жизни в регионах, содействует эффективной мобильности людей и бизнесов и дает полную нагрузку отраслям строительства и машиностроения.
Вся необходимая конкретика – опять в Приложении.
А пятая задача – на сегодня чисто конъюнктурная, но от того не менее важная. Это – исключение, «напрочь», заражений коронавирусом персонала медучреждений. Это – те люди, которые сейчас находятся на самом фронте борьбы с пандемией, и именно они являются нашей единственной защитой от этой напасти.
С этой задачей - все понятно. Самое простое решение – принять закон, по которому каждый случай такого заражения должен расследоваться как уголовное преступление. Такой закон можно назвать «Законом Дениса Проценко», принять его и ввести в действие надо немедленно.
Основные, ключевые нормы этого закона – опять смотри в Приложении.
И вот эти полторы странички – на столе у президента.
Рискнем предсказать его реакцию.
По первой задаче: Согласен полностью. Но давайте конкретизируем: каждый год экспорт нефти и газа должен сокращаться на 5 %. Считая в тоннах и кубометрах. И сделайте, пожалуйста, прогноз по финансовым результатам – как от этих наших действий могут изменяться мировые цены и как будет меняться наша выручка. Будет падать? На сколько? А, может, и не упадет – снижение поставок ведь может привести к повышению цен?
По второй задаче: Пусть будет для начала коэффициент 7, на следующий год – 6, и на второй год – 5. Сложно? Но ведь есть два пути решения этого вопроса: за счет повышения средних доходов населения и другой, тоже известный. Вот, у правительства есть выбор. И мы даем ему дополнительное время для ориентирования в этой ситуации.
И еще одно – необходимо покончить со всеми этими индексациями, коррекциями, пересчетами, и т.д. А для этого устанавливаем норматив нулевой инфляции. И вводим прямую ответственность за соблюдение этого норматива. При любом его невыполнении – немедленные организационные меры.
По третьей задаче. Снижаем до конкурентного уровня налоговую нагрузку на производительные отрасли малого и среднего бизнеса – но не менее, чем в два раза. Немедленно. Но это снижение налогов не должно касаться торговли и всякого рода посреднической, спекулятивной деятельности.
По четвертой задаче: Отыскать в архивах советского Госплана перспективные схемы развития сети автодорог и разработать на их основе – и с учетом нынешних реалий – новый план развития дорог типа автобанов, хайвеев. Установить начальный норматив строительства таких дорог в 500 км в год и за три года довести его до не менее 1 тыс. км. Предусмотреть, что строительство этих дорог в первый год должно не менее, чем на 60 % обеспечиваться отечественными техникой и стройматериалами. А за три года этот показатель необходимо будет поднять до 90 %.
По пятой задаче: Принимается. Покончим с этой заразой, будем и здесь ставить новые задачи.
Вот примерно так - как нам представляется - будет реагировать президент на представленные ему конкретные задачи.
Обеспечение решения этих задач – это рутинная работа правительства, работа, включающая в себя эффективное использование всех имеющихся средств и ресурсов.
А президент подключается только, если есть необходимость координации усилий государства в целом или если что-то где-то почему-то не срабатывает и правительство самостоятельно справиться с этой ситуацией не может.
И давайте еще раз уточним: и президенту, и стране нужны не планы и стратегии как таковые, а конкретные результаты, которые ощутимо влияют на развитие экономики и на жизнь общества.
Да, у нас это так непривычно: планировать конкретные результаты и лично отвечать за их невыполнение. Такого давно уже не было. Легко обещать – и потом также легко все забывать. Но пора уже кончать с этой порочной практикой. И лучше всего – если сигнал на окончание этого установившегося взаимного обмана даст сам президент!