Зачем похищают Европу?
Вы когда-нибудь плавали во сне? Тогда вы знаете, как тяжело раздвигать эту практически стеклянную воду, двигаться в ней невозможно, а плыть то уже и подавно, а плыть надо, надо, надо…
В соответствии с теорией австрийского психотерапевта, отца психоанализа Сигизмунда Фрейда, сны- наши скрытые желания, то, что спрятано наглухо, запечатано, как жизнь Кощея, в подсознании. Помните- игла в яйце, яйцо в сундуке, сундук на дне моря (опять вода!). В общем- не достать, хотя надо, надо, надо….
Рассматривая картину Валентина Серова «Похищение Европы» я поразилась, как художник, скорее всего и не увлекавшейся теорией Фрейда, погружает зрителя на дно нашей зрительской души, в ее самые необжитые, с гуляющими архетипическими сквозняками уголки- туда, где сундук, а в сундуке яйцо- и далее по сказке.
На этом варианте картины вы не увидите синего моря, столь знакомого нам по картине с постоянной экспозиции в Третьяковской галерее голубого неба, четких линий рисунка. Здесь господствуют разные варианты серого, коричневого. Здесь тревожно, отсутствует хоть какой-нибудь знак, указывающий на время суток. Все это нам напоминает что-то мучительно-знакомое…Это похоже на сон!
И как художник написал воду! Бык словно разрезает ее своим телом, за ним остается рваная рана, раскрывающая пласты того, что нам показалось с первого взгляда водой. Бык, кстати, тоже очень символический образ, сопровождающий человека уже не одну тысячу лет. Этот образ выплыл еще из греческих мифов (помните, человек-бык Минотавр, игры атлетов с быками на фресках из дворцов Кносса), а к грекам, я думаю- из еще более древних мифов тех людей, которых даже греки называли «древние люди». Представить страшно, какие пласты времени прорезал этот бык-символ, прежде чем оказался на полотне Серова.
Лицо Европы на этом варианте картины Серова невнятно, в полутени, как будто бы знакомо и в тоже время неузнаваемо- опять элемент сна, когда мы не видим лицо человека, но точно знаем кто он такой. На ней странный головной убор. Для того, чтобы понять, что это за предмет на голове принцессы, надо видеть небольшую этюдную скульптуру, сделанную Серовым в процессе написания картины (эта скульптура сейчас представлена на выставке, посвящении 150-летию художника).
Оригинальная шапочка Европы, от которой впоследствии остался лишь небольшой ободок, не имеет ничего общего со знакомыми нам головными уборами женщин, скорее она напоминает колпачки шутов (а может быть колпачки шутов имеют вот это самое происхождение из глубины мифов?).
Так зачем же похищают Европу? Согласно мифу, Зевс, принявший облик быка, решил похитить приглянувшуюся ему девушку. Но ведь миф это прежде всего отражение человеческого бессознательного, того, что не может проникнуть в наше сознание, чему мы сопротивляемся, чего мы боимся, и к чему стремимся – чтобы понять и найти себя, растерянного и потерянного в цивилизации.
Валентин Серов, приступая к работе над «Похищением Европы», совершил путешествие в Грецию, конечно же посетил Крит, куда привез похищенную красавицу (вот еще тема для обсуждения: какая образованная по меркам своего времени девушка, будучи в здравом уме сядет на спину быку? Ведь представляла, чем все это закончится, плутовка! Наверняка, надоело ей в семье и решила все таким образом и обставить, а тут и Зевс подвернулся…).
Думаю, что как любой талантливый художник, поэт, писатель, Серов, что называется на месте преступления почувствовал, как это все было на самом деле.
И я ему верю… А вы?