Найти тему
Если ты веришь

Современое богословие должно говорить на понятном языке

Оглавление
Бог является Моисею в купине неопалимой. Роспись Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Moses_Pluchart.jpg
Бог является Моисею в купине неопалимой. Роспись Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Moses_Pluchart.jpg

Давайте сегодня поговорим об этой проблеме, поскольку важно в самом начале понимать, что такое богослов, каким должен быть богослов и почему существует конфликт вокруг этой темы.

Прежде всего, надо понимать, что есть разница между богословом в священном сане, богословом-монахом, и богословом мирянином, не представляющим официально Церковь как организацию. В разница между ними?

Священник, монах и даже епископ, высказываясь на любую тему, озвучивают точку зрения Церкви, которая существует в данный момент, они являются представителями Церкви и: либо защищают её, укрепляют и развивают, либо – ведут какие-то диверсионные действия, что нередко случается прямо на наших глазах в сети.

Мирянин, напротив, находится в более выигрышной ситуации, поскольку у него нет прямой субординации с иерархами Церкви и ему никто не может приказать или запретить что-то говорить, совершать какие-либо действия. В этом смысле, мирянин, конечно, более свободен в своих действиях. И многие миряне даже не ищут такой связи. Но хорошо ли это?

Изображение Андрей Синецкий с сайта Pixabay
Изображение Андрей Синецкий с сайта Pixabay

Нужен ли богослов без священного сана?

Что это? Каким должен быть богослов? У него должна быть борода?

Увы, из-за того, что богословие у большинства даже верующих людей ассоциируется непременно со священником, мирянин богослов может выглядеть в их глазах странно и не понятно зачем он тогда нужен как богослов, если он не священник. Давайте разберёмся здесь в этом вопросе более подробно и выясним нужен или не нужен богослов, не имеющий священного сана.

Итак, церковная иерархия предоставляет служителям, каждому в своей мере, участвовать в богослужении. Священники совершают таинства, являются пастырями, служителями Бога. Дело в том, что священник и диакон могут и не быть богословами, если к этому у них нет призвания, да и если он даже есть, у них часть просто нет времени на «богословие».

В этой связи, получается очевидный и однозначный ответ, что богословы без священного сана не только нужны, но ещё и необходимы, поскольку так решаются одни из главных задач Церкви – повышение уровня грамотности, просветительская работа и многие другие.

Изображение Gennadij с сайта Pixabay
Изображение Gennadij с сайта Pixabay

Однако, Церковь рискует, идя на это, потому что свободные от прямого руководства миряне-богословы предоставлены сами себе и принимают независимые решения, что в итоге неизбежно может привести к следующему:

  • Иереи могут полемизировать с богословами от мирян и не принимать их инициативы.
  • Миряне-богословы могут критиковать иереев и подрывать их авторитет в глазах верующих.
  • Богословы вынуждены искать финансирование и поэтому могут сотрудничать с какими угодно структурами, что может дискредитировать авторитет Церкви.
  • Принципиальная не поддержка богословов Церковью может восприниматься верующими, как призыв не доверять никакому богословию вообще.

Итак, что получается, неужели теперь богословы должны искать какие-то новые пути для того, чтобы заниматься своей профессиональной деятельностью? Или они на самом деле никому не нужны, а Церковь просто пыталась создать институт богословия, но попытка оказалась неудачной?

Ведь если богослова могут слушать 2-3 человека и всё, это может говорить о том, что нет никакого смысла в подготовке новых специалистов, нет никакого смысла в изучении богословских дисциплин и получения дипломов? Нет, это об этом не говорит. Всё ровно наоборот.

Изображение NikolayFrolochkin с сайта Pixabay
Изображение NikolayFrolochkin с сайта Pixabay

Профессия «богослов»

Я недавно задавал многим людям вопрос: «Какие темы должно поднимать современное богословие?». И никто не мог ответить на него. Даже те, кто много лет занимается настоящими богословскими вопросами и проблемами. А знаете почему они не видят богословия в современности? Потому что они ничего не знают о богословии.

Богословие – это не только огромный корпус богословских творений, размышлений, поисков и откровений. Богословие – это не вчерашний день. Богословие существует сегодня и у него есть современный голос. Только он иной, не такой, каким это виделось нашим далёким предкам, жившим в совершенно других условиях.

Да, можно говорить о сложных материях, однако, не надо забывать для кого ты говоришь и зачем ты говоришь. Есть ли смысл говорить для 2-3 людей и не быть понятым и услышанным миллионами других людей? Нет, в этом смысла нет, если ты что-либо делаешь публично, а не просто так сотрясаешь воздух лишёнными смысла действиями.

Изображение Dmitrii Bardadim с сайта Pixabay
Изображение Dmitrii Bardadim с сайта Pixabay

А если богослова не поймут ни свои, ни все остальные?

Это тоже результат. Если надеться только на то, чтобы тебя приняли, то ты просто прожигаешь свою жизнь напрасно. А, может быть, если ты сделаешь этот шаг, всё изменится к лучшему, начнутся новые позитивные перемены, пусть и не у всех, поскольку, всем помочь нельзя, но хотя бы у некоторых.

Конечно, крайне важно, чтобы Церковь всё-таки не дистанцировалась от богословов, а вела с ними общую работу, чтобы не было ситуации, когда Церковь отдельно, а богословы предоставлены сами себе и никого не интересует, что они делают, зачем они это делают и какое влияние они оказывают на это поколение людей.

Если тебе не безразличная судьба современного богословия, то подписывайся на блог, высказывай своё мнение.

Автор: Андрей Кабилов