Разыгравшаяся эпидемия коронавируса заперла людей по домам уже не на дни, а на месяцы, и сколько еще продлится изоляция — никому не известно. Привычный физический мир переместился в онлайн. В интернет были вынуждены переехать все, даже те, кто не собирался, и говорил, что их деятельность невозможно оцифровать. Иначе — полный крах, закрытие бизнеса, потеря работы и источников дохода.
Но за два месяца ускоренного погружения в диджитал стало понятно, что там отлично приживаются и расцветают все сферы деятельности — обучение, развлечение, бизнес. Приживаются и трансформируются, создавая другую реальность — виртуальную.
Карантин рано или поздно снимут, но многие решат не возвращаться в офис, а остаться в сети и развивать этот параллельный мир. Так драматические события начала этого года кардинально поменяют вектор развития мировой экономики.
Что такое виртуальная реальность и как ей управлять
Виртуальная реальность или VR (от англ. virtual reality) — это не просто онлайн. Это интерактивная компьютерная среда, которая погружает пользователя в трехмерный виртуальный мир. Она задействует все пять органов чувств пользователя и для полной убедительности имитирует воздействие и ответную реакцию на воздействие в реальном времени.
Объекты в виртуальном мире могут вести себя как аналогичные объекты из материального мира, а могут существовать по своим законам — зависит от области применения. Понятно, что для обучающих тренажеров виртуальный мир должен полностью копировать и воссоздавать законы физики — гравитацию, текучесть жидкостей и пр. А вот в развлекательных целях почему бы не придумать вселенную, в которой можно летать, проходить сквозь стены, сражаться с драконами, инопланетными пришельцами и делать другие невозможные вещи.
Устройства для взаимодействия с виртуальной реальностью
VR-очки для телефонов и шлемы стали первыми массовыми устройствами для погружения в виртуальный мир. Самые проствые — картонные Google Cardboard с парой линз, резинкой и липучками. Топовые — Oculus Rift и HTC Vive с собственными дисплеями и возможностью подключаются к ультрамощным компьютерам.
Шлемы оснащены системой айтрекинга. Она отслеживает движения зрачков и определяет, куда смотрит человек. Раньше эта технология использовалась для научных исследований, но теперь позволяет управлять взглядом виртуального аватара. Именно благодаря ей оживают глаза персонажа при создании трехмерной анимационной графики, а на виртуальной встрече в чат-комнате становится понятно, смотрит ли на тебя твой собеседник или нет.
Телодвижения человека и его положение в пространстве отслеживают и воссоздают моушен-трекеры — специальные датчики, акселерометры и видеокамеры. Для манипуляции объектами и взаимодействия с виртуальной реальностью используются 3D-контроллеры — трехмерные аналоги мышек и джойстиков.
Но перспектива, конечно, за устройствами получения обратной связи — начиная от перчаток, заканчивая полноростовыми костюмами. В них встроена сложная электроника, которая воздействует на нервные окончания кожи и вызывает тактильные ощущения — иллюзию прикосновения.
Что уже стало виртуальным
Развлечения
Игры, фильмы и другие видеоформаты первыми адаптировали под VR.
Затем появился Google Tilt Brush и навсегда трансформировал живопись и искусство. С Tilt Brush можно нарисовать трехмерную картину и поделиться уже готовым результатом. Можно пригласить зрителей в виртуальный мир и предложить им наблюдать за творческим процессом в реальном времени, а можно подключить стриминговый сервис — например, Twitch — и вести прямую трансляцию для всех, у кого просто есть интернет.
Музеи по всему миру внедряют VR-технологии. Национальный музей Финляндии приглашает внутрь старинной картины, Галерея Тейт в Лондоне воссоздала студию Амедео Модильяни, а в Национальном музее естественной истории в Вашингтоне процесс эволюции можно увидеть своими глазами.
Концерты в VR — пожалуйста. В феврале 2019 года диджей Marshmello устроил вечеринку прямо в игре Fortnite. А в августе того же года известная американская скрипачка Линдси Стирлинг провела виртуальный концерт на собственном YouTube канале.
Цирк дю Солей уже можно смотреть как будто прямо со сцены. Видео доступно для платформы Gear VR. И, скорее всего, в будущем нас ждут VR-шоу в реальном времени.
Обучение
VR-технологии изменят скучные уроки и наконец-то сделают их наглядными и полезными. Пока с массовым внедрением в школы есть проблемы. Необходимо провести тесты и удостовериться, что технология не нанесет вреда здоровью детей. Да и цены на устройства взаимодействия с виртуальной реальностью всё ещё слишком высоки. Не каждая школа может позволить закупку достаточного количества оборудования. Но в целом, конечно, за интерактивным обучением будущее.
Для школьников и студентов создадут виртуальные классы, в которые можно зайти из любой точки земного шара. Можно будет построить индивидуальную программу обучения — пройти интересующий курс университета или лектора на том языке, на котором хочешь. Всё, что для этого нужно — VR-шлем и доступ в интернет.
Область профессионального обучения и переподготовки взрослых развивается пока гораздо быстрее. Неудивительно, ведь в конечном итоге это оказывается экономически выгодно и компании охотно готовы вкладываться. Особенно те, где эксплуатация реальных машин и механизмов связана с повышенным риском или затратами.
В виртуальной реальности уже обучаются пилоты, машинисты, водители, пожарные и спасатели. Производственные компании обучают сотрудников заводов управлению конвейерами и технике безопасности. Военные готовят солдат и отрабатывают тактики ведения боя. NASA готовит астронавтов к полетам.
VR до мельчайших подробностей воссоздает разные среды и сценарии, и позволяет имитировать критические условия для отработки навыков. Сделать такую обучающую симуляцию в реальности не всегда физически возможно. Даже при теоретическом наличии бесконечных финансовых ресурсов.
И если для школ массовое использование VR пока ещё невыгодно, то коммерческим и промышленным компаниям позволяет экономить колоссальное количество денег — на самом обучении сотрудников, на потерях от неправильной эксплуатации станков и механизмов, на компенсации при нарушениях техники безопасности, на дорогостоящих физических симуляторах и т.д.
Бизнес
Компании используют технологию виртуальной реальности далеко не только для обучения сотрудников.
Дизайнеры и архитекторы показывают в VR свои проекты. Так делает IKEA, например. Застройщики и риэлторы проводят виртуальные туры по квартирам. Туры сделаны настолько качественно, что клиенты готовы принять решение о покупке не посещая объект физически. 2 декабря 2019 года банк ВТБ первым на рынке провел сделку в рамках сервиса VR-ипотека. Клиент из Красноярска купил квартиру в Санкт-Петербурге у одного из партнеров банка.
В VR будет продаваться огромное количество товаров - от машин до одежды. Alibaba уже запустила VR Pay и работает над перчатками обратной связи, в которых покупатель может попробовать товар на ощупь.
Ford применяет технологии виртуальной реальности для проектирования автомобилей. В их дизайн-центре в Кёльне есть специально оборудованная студия, в которой инженеры-проектировщики работают с виртуальным прототипом автомобиля. VR позволяет вносить изменения во внешний вид моделей и прорабатывать детали отделки гораздо быстрее, эффективнее и с меньшими затратами. Внедрения также идут в отрасли тяжелого машиностроения, судостроения, авиа-космической промышленности и в других отраслях, связанных с производством.
Еще одно применение технологии в бизнесе — виртуальные встречи. В условиях самоизоляции рынок взорвала компания ZOOM, которая предложила удобную платформу для видеосовещаний. Но следующий шаг - это встречи в виртуальной переговорке. В ней можно не только обсудить деловые вопросы, но и отойти с аватаром коллеги побеседовать за виртуальной чашкой кофе. Совсем как в физическом мире. Это то, чего сейчас сильно не хватает в Zoom’e.
Медицина
Виртуальные тренажеры и другие приложения для врачей
Технологии виртуальной реальности стали появляться в медицине в 90-х годах прошлого века. Первые хирургические симуляторы и приложения для реабилитации были разработаны еще в 1991 году. С тех пор эта отрасль шагнула далеко вперед.
Например, в Стэнфордской детской больнице Lucile Packard сейчас целых 4 направления, где применяется технология виртуальной реальности. Один из их проектов — VR-модель сердца. У нее два практических назначения: учебное пособие и наглядная демонстрация для пациентов.
В Стэнфордском университете работают над другой разработкой - программно-аппаратным комплексом, который обеспечивает врачу тактильную обратную связь во время виртуального обучения.
В Кембридже ученые создают виртуальные карты раковых опухолей для их изучения. Построение карты опухоли в VR позволяет видеть информацию о поведении, местонахождении и характеристиках опухолевых клеток одновременно. “Это поможет нам понять больше об опухолях и начать отвечать на вопросы, которыми задавались ученые в течение многих лет” - говорит профессор Грег Хэннон, возглавляющий исследовательскую группу.
VR-лечение пациентов
Джейн Броди из The New York Times говорит, что виртуальная реальность как будто взламывает мозг и позволяет обходить его ментальные преграды. Поэтому VR стала эффективной технологией для решения целого спектра проблем пациентов — как физических, так и психологических.
Лечение травм, боли и преодоление физической дисфункциональности
Врачи эффективно применяют VR для реабилитации пациентов. Существует целый комплекс процедур, который помогает больным восстановиться после инсульта, мышечных травм разной тяжести, в ряде случаев — паралича. Действия, которые пациенты выполняют в виртуальной реальности, формируют в мозгу новые нейронные связи и возвращают потерянную двигательную активность. В каких-то случаях частично, в каких-то — полностью.
Второе важное направление — работа с болью. VR помогает снизить ее интенсивность за счет того, что мозг пациента отвлекается от болезненного состояния. Люди, испытывающие фантомные боли в ампутированных конечностях, говорят о заметном улучшении состояния после VR-терапии.
Несколько компаний работают над приложениями для уменьшения боли и стресса у пациентов, проходящих химиотерапию.
Рынок прикладного применения VR-технологий в медицине только зарождается. И в гонке хотят участвовать не только стартапы, но и сегодняшние технологические гиганты.
За проблемы со зрением, например, взялись одновременно две компании. IrisVision работает над приложениями для слабовидящих, которое помогает расширить периферийное зрение. А Microsoft представила проект для незрячих - Canetroller. Он дает возможность людям с нарушениями зрения перемещаться по виртуальной реальности с помощью симуляции трости.
Психологические и психиатрические заболевания, и зависимости
Пионером в области применения виртуальной реальности для лечения психических расстройств стала Барбара Ротбаум, профессор в области психиатрии. Она специализируется на изучении психических расстройств и, в особенности, посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР). Она впервые использовала виртуальную реальность для лечения психических заболеваний еще в 1990-м.
За прошедшие 20 лет в психологи появился специальный термин - терапия виртуальной реальности. Ее применяют для улучшения состояния при ПТСР, преодоления фобий, лечения зависимостей, оценки и реабилитации людей с шизофренией и аутизмом. А исследователи Дрексельского университета в США уже сделали первые шаги в области арт-терапии в виртуальной реальности.
VR может помочь даже пожилым людям, страдающим болезнью Альцгеймера и деменцией. Для них стартап The Wayback сделал специальные минифильмы, которые можно посмотреть с помощью недорогих Google Cardboard.
Спорт
Первым и самым очевидным шагом было предложить VR-шлемы любителям беговых дорожек, вело- и горнолыжных тренажеров. Действительно, бегать или кататься по любимым местам, воссозданным в VR, гораздо приятней. Затем компании стали выпускать уже специализированные тренажеры. С их помощью можно симулировать полет на параплане, погружение на глубину и другие активности.
Новейший тренд профессионального спорта — отработка навыков в VR. Это могут быть как командные тренировки для улучшения сыгранности и разбора игровых ситуаций, так и личные, с возможностью увидеть конкретные показатели, вроде силы удара, угла и так далее. Например, с тех пор, как сезонное тестирование F1 запретили, некоторые пилоты тренируются и готовятся к заездам именно в виртуальной реальности. Это не менее эффективно и гораздо более безопасно.
Кроме того, в VR можно воссоздать атмосферу соревнований и психологически подготовить спортсмена к выступлению.
Туризм
Путешествия не выходя из дома становятся возможными. Сеть гостиниц Marriott, например, уже представила 4D-кабины виртуальной реальности The Teleporter. Вы заходите в них и отправляетесь в ознакомительный тур по одному из городов. В кабине сымитированы климатические условия выбранного города вплоть до запахов и уровня влажности.
Представьте себе Фонтан де Треви без толпы туристов. Экзотические страны без опасных заболеваний и угрозы для жизни. Сидней без 30-часового перелета. Кто-то выберет именно такой способ повидать мир. Кто-то скажет, что в этом нет никаких приключений. А кто-то нарисует приключения прямо в виртуальном мире и отправится их покорять.
Отношения и секс
VR изменит отношения между людьми так же, как их изменил сначала интернет, потом социальные сети. Марк Цукерберг обещает запустить в этом году Facebook Horizon — Новый Социальный VR-мир, где можно путешествовать, играть с близкими, находить друзей в любой части света и создавать свои вселенные.
Мы будем ходить в виртуальное кино, вместо WhatsApp’a встречаться в VRChat, играть в боулинг в Rec Room и зависать в баре в AltspaceVR.
В каком-то смысле у VR-тусовок есть свои преимущества. Если хочешь обратиться к кому-то, но не знаешь имени, просто кликни на аватар, и вверху появится бабл с именем и информацией о человеке. Знакомиться с кем-то на виртуальной вечеринке или в виртуальном клубе скоро станет таким же обыденным, как в физическом мире. Но что делать потом, когда вы познакомились, пообщались, понравились друг другу, и хочется большего. На помощь приходят производители теледильдоники.
Их «умные» устройства позволяют пользователям заниматься сексом и «чувствовать» друг друга даже находясь в разных частях планеты. Вместе с VR-шлемом и костюмом для получения обратной тактильной связи пользователи проживают опыт полного погружения.
Вообще канадские ученые уже с 2017 года говорят о появлении нового типа сексуальности - цифросексуальности. И по мере развития технологий, всё больше людей идентифицируют себя как цифросексуалы. Т.е. те, чья первичная сексуальная идентичность проявляется благодаря использованию технологий. Действительно, технологические игрушки обещают подарить нам незабываемый опыт и обогатить сексуальную жизнь, сделать ее доступной и безопасной. Но, одновременно, они вскрывают совершенно новый пласт морально-этических проблем и ставят перед нами вопросы, с которыми мы не сталкивались раньше.
Pro et contra или дилеммы и вызовы вместо заключения
Как и у любой технологии, у VR есть две стороны. Она породит множество новых профессий и создаст рабочие места для огромного количества людей. Многие процессы упростит, но, вместе с тем, поднимет совершенно новый класс проблем. Например, остро встанут вопросы кибербезопасности и приватности данных киберличности. Кражи аватаров, виртуального имущества, взлом виртуальной недвижимости пока никак не описан юристами. Если могут быть виртуальные браки, то могут ли быть виртуальные разводы или раздел виртуального бизнеса. Что это за специалисты, которые решают такие проблемы?
Если VR — это «взлом мозга», то будут те, кто использует технологию во благо, и будут те, кто причинит вред. Как защитить себя от этого?
Совершенно точно изменятся морально-этические и социальные нормы и пока, кажется, мы к этому совершенно не готовы. Мы — это все человечество в целом. Мы скоро окажемся в полностью цифровом мире. И если наша физическая реальность далека от идеала, то какой мы создадим нашу виртуальную реальность? Мы, человеки, агрессивные по отношению друг к другу и собственными руками убивающие нашу единственную планету. Сможем ли мы создать для себя другой, лучший мир? Кажется, это тот вопрос, который каждый должен осознанно задать себе сам. На него нет единственного правильного ответа. Но если этого не сделать сейчас, то за тебя решит кто-то другой. И не факт, что чужое решение о том, каким будет этот мир, тебе понравится.