4 июня православная церковь отмечает память мученика Василиска. Однако народная фантазия связала этот день с диковинным существом — а точнее, даже двумя.
Наши предки верили, что в этот день на свет появляется змеиный царь Василиск, которому приписывали еще и огненную природу. Причем способ его рождения необычен сам по себе. Василиск вылуплялся из яйца, которое снес семилетний петух и высидела жаба. В результате такого странного сотрудничества появлялся царь всех рептилий Василиск с короной на голове и смертоносным взглядом.
Его имя означает «маленький царь», потому что изначально царь-змей описывался как весьма небольшое существо.
В славянскую мифологию василиск проник из переводных греческих сочинений. Классический василиск описан у Гая Плиния Старшего. Он шагает на собственном хвосте, на голове у него то ли узор в виде короны, то ли хохолок, он повелевает змеями, ящерицами и прочими пресмыкающимися. Его яд и взгляд одинаково опасны. Иногда взгляд просто приводит к мгновенному параличу, иногда же обращает в камень или соль.
Такого василиска можно встретить и у Джоан Роулинг в книге «Гарри Поттер и тайная комната». Единственное дополнение Роулинг от себя — гигантские размеры существа.
Средневековые авторы образ василиска усложнили. Например, Исидор Севильский уточнил, что у василиска ядовитое дыхание, Леонардо да Винчи уверял, что своим взглядом он может буквально разнести каменную стену.
Ареалом обитая василисков считали пустыню Сахару, которая таковой и стала из-за их вредоносной деятельности.
При этом одновременно в средневековом бестиарии появляется другое существо, которое начинают путать с василиском. У него голова, шея и лапы петуха, тело рептилии и перепончатые крылья. Вот оно и вылуплялось из яйца путем совместных усилий петуха и жабы. Несмотря на свою миниатюрность, этот василиск также обладал парализующим взглядом. Позже, чтобы не путаться, терминологию уточнили — змей остался василиском, а петух-змей — куролиском.
На Руси же два этих образа слились в один и соединились с древними представлениями об огненном змее. Василиск стал личным именем чудовища. Поэтому 4 июня крестьяне не сеяли и не пахали, чтобы на поле или в огороде не уродилось это чудо. А накануне на всякий случай все свежие яйца варили и ели, чтобы не оставить царю Василиску ни малейшего шанса. Хотя яйцо со змеиным царем узнать было просто — вместо скорлупы на нем была чешуя.
Собственно, даже безобидные васильки связывались с Василиском — считалось, что у него такие же синие глаза.
Также этот день называли соловьиным — птицеловы начинали отлавливать этих птичек. Впрочем, соловей, несмотря на свой голос, считался птицей подозрительной, символом пустых иллюзий и обманных чар.
А девушки плели венки и бросали их в речку. Утонувший венок предвещал горе, а уплывший — счастье.
Нашествие оводов и пауков в этот день было признаком хорошего урожая огурцов, а ночная песня соловья — солнечной погоды. За богатый урожай отвечал и плотный туман.