Найти тему
AKA

Светская жизнь

Café Society
Café Society

Вуди Аллен впервые снимает не на пленку, а на цифру, кооперируется с великим оператором Витторио Стораро, действие происходит по большей части не в его Нью-Йорке, а в Калифорнии, в почти фэнтезийные (у режиссера есть целый ряд таких фильмов с ностальгическим визитом в эпоху, в которой он не жил) 30-е, с банальным по меркам автора мелодраматическим сюжетом. Может быть это просто такой переходный фильм, отчасти фильм-отпуск? Пытаюсь найти я оправдание, надеясь, что следующие два фильма мастера окажутся более крепкими - их («Колесо чудес», «Дождливый день в Нью-Йорке») мне только предстоит увидеть.

С одной стороны, сладкая, сверкающая романтичная картинка. Любовные достопримечательности в сюжете, антураже, декорациях: дома, кинотеатры, рестораны, машины, стиль, джаз, лоск, гламур, роскошь, постоянные упоминания или отсылки к кинематографической и не только тусовке того времени, всегда прекрасная, но тут уж совсем красивенькая, чуть ли не мультяшная Кристен Стюарт, свет (о, да!) Витторио Стораро, находящий буквальное воплощение эпохи «Золотого века Голливуда» и забавные, практически карикатурные серые мафиозные вставки (чистый бонус!) Нью-Йорка в купе с его заполненным до отказа клубом. И с другой - горький, меланхоличный Вуди Аллен с неуклюжим и вовсе не изящным, скользким и неприятным "милым" Джесси Айзенбергом - вообще-то очень хорошим, каноничным "Вуди Алленом" под номером N, но что-то совсем лишенным обаяния и живости.

Роль дяди главного героя - голливудского продюсера должен был исполнить Брюс Уиллис, но он слишком много хулиганил, поэтому его заменил Стив Карелл. Жаль, Карелл не то чтобы плох, но  как будто недостаточно маскулинный для своего неоднозначного персонажа.
Роль дяди главного героя - голливудского продюсера должен был исполнить Брюс Уиллис, но он слишком много хулиганил, поэтому его заменил Стив Карелл. Жаль, Карелл не то чтобы плох, но как будто недостаточно маскулинный для своего неоднозначного персонажа.

Что это - очередное для автора изображение разочарования в какой-то конкретной романтике или старческая грусть и усталость? Любовная линия выглядит эгоистичной, лишенной чувств, а значит и не способной разочаровывать, игривые ходы сюжета, кажется, были проиграны уже много раз, интрижки не цепляют, а вместо атмосферы и прогулок, пикники и конфетти - закрытые, недвижимые искусственные сцены - замерший, не имеющий развития мир с отблеском жизненной энергии. А ещё, по большей части сидящая за столом, еврейская семья главного героя, вроде бы отвечающая за источник веселья - если вспомнить, что Аллен немного и про комедию, то... может стать ещё грустнее, хотя, может быть, спокойнее? Пустяковая или традиционная «Светская жизнь», имеющая довольно большой арсенал персонажей, не смешит ни по одному фронту, и если всё-таки говорить о об удачных находках, то самым лучшим эпизодом окажется необязательная милая сцена с еврейкой-проституткой на 10 минуте картины. Весьма показательно.

По сюжету фильма альтер-эго Аллена не чурается стереотипа и отправляется на восточное побережье, в надежде найти работу в киноиндустрии, тем более у него есть связи. Непыльную работенку он находит, но главнее неё оказывается находка девушки, тоже имеющей мечты-амбиции, но куда более приземленной, чем образ Голливуда в целом. Неудачно и жестко для протагониста заканчивающиеся отношения приводят к разочарованию и расставанию с Голливудом, после чего он возвращается в Нью-Йорк и выбирает куда более серую, но стабильно успешную жизнь владельца модного клуба с такой же женой (Блейк Лайвли), однажды туда "нагрянет прошлое". Создается впечатление, что всё это не часть сюжета фильма Café Society, а его предыстория, затем рекурсивно (как воспоминание, которое бормочет режиссер) воплощающаяся внутри него, и, главное, задающая характер его постановки. В этом возможно как раз и есть единственная настоящая неприглядная правда картины Вуди Аллена - изначально пораженной.

Оценка: 6/10