Найти тему
Диванный IT

Городские лисы могут самоодомашниваться

Фото SAM HOBSON/MINDEN
Фото SAM HOBSON/MINDEN

В ходе известного сибирского эксперимента 1950-х годов учёные одомашнивали лис путём отбора наименее агрессивных особей из каждого поколения. В итоге создания приобрели короткие морды, висячие уши и даже начали лаять.

Похоже, что сейчас некоторые сельские лисы в Великобритании делают это самостоятельно. Когда дикие звери начали перебираться из лесов в города, они стали приобретать собачьи черты. Новое исследование полагает, что лисы уже могли встать на путь одомашнивания.

«Я не столько удивлён, сколько восхищён результатами исследования, — говорит Ли Алан Дугаткин, эволюционный биолог из Луисвиллского университета, написавший о русском эксперименте с лисами, но не участвовавший в новом исследовании. — Это "естественный эксперимент", очень схожий с тем, что уже было установлено в ходе эксперимента в России.»

Когда Кевин Парсонс услышал об огромной коллекции черепов лис в Национальном Музее Шотландии, сразу подумал о знаменитом Сибирском исследовании. Парсонс — коренной Канадец и эволюционный биолог в Университете Глазго — был поражён большим числом лис на улицах Глазго, в особенности по утрам. «Они шли мимо меня и смотрели, будто спрашивая: "Почему ты смотришь на меня?" Абсолютно бесстрашные.»

Чтобы понять, как животные эволюционировали, чтобы приспособиться к жизни в городе, Парсонс исследовал коллекцию лисьих черепов из Национального Музея Шотландии. Из них 1500 черепов были собраны в период с 1971 по 1973 годы в Лондоне в сельской местности, когда шла кампания по отстрелу лис. Все черепа были промаркированы, в том числе по происхождению — из городской среды или из загородной. К городской относились территории с различными постройками, уличный освещением и без лесов, в то время как загородные — участки с лесами и те, на которых не обитал человек.

Парсонс сфотографировал 57 черепов самок и 54 черепа самцов, определив их ключевые особенности. Среда обитания особи сильно повлияла на форму черепа, сообщает Парсонс и его коллеги в «Трудах Королевского Общества» (Proceedings of the Royal Society).

Главными особенностями, как и в экспериментах в России, стали более короткие и широкие морды, а также меньший мозг по сравнению с их дикими родственниками. И самки, и самцы имели схожие формы черепа. Все эти особенности типичны для явления, которое Чарльз Дарвин обозначил как синдром одомашнивания.

Парсонс предполагает, что черепа городских лис, скорее всего, развивались в сторону усиления челюстей. Эта особенность стала более важной, чем высокая скорость, сформировавшаяся у диких лис. Например, в городах лисы могут питаться остатками пищи в мусорных баках, где встречается множество костей, которые можно разжевать только мощными челюстями.

Тем не менее, Парсонс отмечает, что городские лисы ещё не одомашнены. Но исследование показывает, как человеческая активность может подтолкнуть животных на этот путь.

Как и в случае с первыми собаками, городские лисы побороли свой страх перед людьми, чтобы подобраться ближе к источнику пищи — мусоркам. Это же могло положить начало большинству биологических изменений.

Одомашнивание лис уже происходило во многих местах по всей Земле. Например, их кости находят у ранних фермерских общин. Однако, в отличие от диких кошек, успешно вошедших в наше общество и превратившихся в знакомые нам сейчас пушистые комочки, лисы никогда не смогут быть полностью одомашнены. «Они не продвигаются дальше в сторону одомашнивания, и мы не знаем, почему,» — говорит Мелинда Зеллер, почётный археолог Национального музея естественной истории Смитсоновского института.

Источник.

Редакторы - Анна Теплова и Елена Королёва.