Вертолет -это летательный аппарат использующий воздушный поток как подъемную , так и движущую силу за счет изменения угла атаки несущего винта.Недостаток вертолета это так называемый реактивный момент, возникающий во время вращения несущего винта.Другими словами сказать это сила пытающая развернуть фюзеляж в сторону противоположную вращению несущего винта.Именно для уравновешивания этого момента и служат схемы с различным расположением винтов.
Основные схемы : 1.классическая , где хвостовой винт вынесен за плоскость вращения несущего винта и вращаясь уравновешивает реактивный момент возникающий от несущего винта.Эту модель в основном использовал для создания своих вертолетов авиаконструктор Миль.
2 Соосная схема - это когда два винта расположены один над другим и вращаются в разные стороны т.е. реактивный момент уравновешивается за счет разности направлений винтов.Эту схему использует конструкторское бюро Камова для создания своих ,,Акул,, и ,, Аллигаторов,, .
3. Продольная схема - это когда винты вращаются в одной плоскости и расположены друг за другом .Эту схему в основном использует конструкторское бюро американского с русскими корнями авиаконструктора Игоря Сикорского для создания их транспортных вертолетов,,Чинук,,,а также наш отечественный Як - 24 конструкции Яковлева (летающий вагон) .
4.Поперечная - название само говорит за себя. Это когда винты вынесены на концы крыльев летательного аппарата и расположены перпендикулярно фюзеляжу летательного аппарата,такая схема была использована на аппарате В-12 конструкции Миля, самом грузоподъемном среди вертолетов.
Автожир это такой летательный аппарат у которого отбор мощности от двигателя на ротор производится только в самой начальной фазе полета, для придания ему необходимой для взлета частоты вращения. Далее – короткий разбег, подъем – и все, вступает в силу закон авторотации – ротор вращается совершенно самостоятельно, вплоть до полной посадки аппарата. Расположенный под определенным углом атаки, он и создает необходимую для полета подъемную силу.
Теперь, что заставляет вращаться ротор, или «поворачивать»? Простое объяснение состоит в том, что ветер, проходящий через него, дает ему силу. Подумайте о тех семенных коробочках, которые вращаются при падении. Когда они падают, воздух заставляет их вращаться. (Поскольку они вращаются, это как если бы мини-крыло двигалось быстрее, поэтому оно создает большую подъемную силу, и семенная коробочка не падает так же быстро, как если бы она не вращалась.) Вот в этом и заключается разница между автожиром и вертолетом т.е. вертолету сила тяги придается за счет вращения винта при передаче крутящего момента от главного редуктора к лопастям,а автожиру за счет набегающего на лопасти потока воздуха.(режим авторотации). Делаем заключение: Свободный несущий винт автожира возможен упрощённой схемы, без изменения общего шага. Он создаёт только подъёмную силу и в полёте наклонён назад против потока, подобно фиксированному крылу с положительным углом атаки. У вертолёта, наоборот, винт (вместе с автоматом перекоса ) наклоняется в сторону движения, создавая подъемную силу.