Найти в Дзене
Инесса Калабекова

Невидимые импрессионисты. Берта Моризо.

Берта Моризо была талантливой художницой. Которая, как и полагается профессионалу работала последовательно и усердно каждый день. За свои 54 года она создала более 800 работ. Возможно самым главным талантом для женщин в то время была возможность стать замеченной. Иметь смелость вопреки всем установленным правилам занимается таким не женским делом живопись. Создать свою версию стиля. Не похожую не на кого. Нежную, трепетную и очень женскую. “Удел женщины – быть в тени мужчины” писал Эдуард Мане Ками́лю Писсарро́. Импрессионисты приняли Берту в свой круг, но участь быть тенью мужчины всегда оставалась с ней. Именно поэтому творчество Берты Моризо – это милые женские и детские образы, домашние хлопоты, пейзажи. В её творчестве нет ярких событий. Может быть это было причиной неоцененности со стороны публики. Когда вторая выставка импрессионистов открылась весной 1876 года в Париже, один остроумный критик назвал своих участников «пятью или шестью сумасшедшими, одна из которых – женщина».

Берта Моризо была талантливой художницой. Которая, как и полагается профессионалу работала последовательно и усердно каждый день. За свои 54 года она создала более 800 работ.

Возможно самым главным талантом для женщин в то время была возможность стать замеченной. Иметь смелость вопреки всем установленным правилам занимается таким не женским делом живопись. Создать свою версию стиля. Не похожую не на кого. Нежную, трепетную и очень женскую.

Self-portrait  Berthe Morisot 50×61 cm, 1885
Self-portrait Berthe Morisot 50×61 cm, 1885

“Удел женщины – быть в тени мужчины” писал Эдуард Мане Ками́лю Писсарро́. Импрессионисты приняли Берту в свой круг, но участь быть тенью мужчины всегда оставалась с ней. Именно поэтому творчество Берты Моризо – это милые женские и детские образы, домашние хлопоты, пейзажи. В её творчестве нет ярких событий. Может быть это было причиной неоцененности со стороны публики. Когда вторая выставка импрессионистов открылась весной 1876 года в Париже, один остроумный критик назвал своих участников «пятью или шестью сумасшедшими, одна из которых – женщина». Женщина, конечно, была Берта Моризо

At the cradle  Berthe Morisot 56×46 cm, 1872
At the cradle Berthe Morisot 56×46 cm, 1872

В её жизни было много того, что помогло ей навсегда остаться в истории живописи. Её поддерживали родители и дали её прекрасное образование. Художницам не разрешалось учиться в Академии изящных искусств, рисовать обнаженную натуру, не рекомендовалось изображать мужчин, даже одетых. Поэтому у Берты с сестрой были частные учителя. Девушки даже не могли показаться без сопровождения в Лувре, чтобы копировать работы мастеров, как того требовали каноны обучения художников. Их везде сопровождала преданная мама.

View of Paris from the Trocadéro 1872
View of Paris from the Trocadéro 1872

Жозеф Гишар, у которого Берта училась основам живописи, так описал в письме её матери свои впечатления от посещения выставки: «Когда я вошел туда, дорогая мадам Моризо, меня охватило чувство подавленности при виде работ вашей дочери в этом нездоровом окружении... Если смотреть добросовестно, то, конечно, можно кое-где найти отличные работы, но все они в той или иной мере не совсем нормальны. Мадемуазель Берта тоже оказалась жертвой этого помешательства, у нее несколько свихнулись мозги...».

Мадам Моризо не прислушалась к предупреждениям учителя и позволила дочереё реализовать их таланты. В саду их дома была построена студия для юных художниц, а путешествия семьи планировались с тем расчетом, чтобы девушки могли работать на пленэре.

Tureen and Apple  Berthe Morisot 56×46 cm, 1877
Tureen and Apple Berthe Morisot 56×46 cm, 1877

Все в её жизни крутилось вокруг семьи и творчества. Из письма Берты сестре Эдме «я уже давно перестала надеется на прекрасное и амбициозное будующее. Мне важно прямо сейчас понимать, что окружает меня и это для меня важнее всех амбиций. Как передать мимолётную позу Джулии, её неуловимую улыбку. Как нарисовать эту ветку с распускавшимися бутонами. Упавший фрукт с дерева в саду. Для меня в этих мгновениях все. И мне этого достаточно»

Ей было 33 года, когда она вышла замуж за Эжена Мане, брата художника Эдуарда Мане. Он был самым верным поклонником её таланта. Он носил за ней её мольберт и краски. Помогал на выставках.

In England (eugène Manet on the Isle of Wight)  Berthe Morisot 36×46 cm
In England (eugène Manet on the Isle of Wight) Berthe Morisot 36×46 cm

Сразу после свадьбы Берта напишет сестре: «Я вышла замуж за прекрасного, честного молодого человека. Думаю, он искренне меня любит. Я долго гонялась за иллюзиями, которые не сделали меня счастливой, теперь начинается настоящая жизнь».

Несмотря на пуританские нравы, Берте Моризо не пришлось ничем жертвовать. Ни живописью, ни возможностью создать семью. Она построила жизнь по своему разумению.

Paul draws Gobear  Berthe Morisot 85×94 cm, 1886
Paul draws Gobear Berthe Morisot 85×94 cm, 1886

Вот что писал сыну Камиль Писсарро: «Я остался в Париже, чтобы быть на похоронах нашего старого товарища Берты Моризо; она умерла от инфлюэнцы. Ты не представляешь себе, как мы были поражены и огорчены смертью этой очаровательной художницы, с таким прелестным женственным талантом украшавшей нашу импрессионистическую группу».

www.InessaK.com

https://www.instagram.com/artist_inessak/

https://www.saatchiart.com/inessak