Найти тему

Мнимое превосходство

Нож в воде (1962, режиссёр Роман Полански)

Летний кинотеатр. Фильм третий

«Нож в воде» — первый полнометражный фильм польского режиссёра Романа Полански, который определил всю его дальнейшую судьбу. Давшийся трудно на съёмках из-за постоянных проблем, возникавших с неопытной актрисой Иолантой Умецкой (она постоянно забывала реплики, путалась в последовательности действий, не могла дать необходимую реакцию и поэтому приходилось постоянно идти на различные уловки), естественность, безыскусность и сексуальность которой была необходима режиссёру по замыслу, фильм был в итоге разгромлен в пух и прах после предпремьерного показа, а первый секретарь Польской рабочей партии Вацлав Гомулка и вовсе швырнул в экран пепельницу со словами, что картина «не несет никакой пользы для польской культуры». Такая критика властей вместе с травлей в печати, вынудили режиссёра в итоге эмигрировать в 1963 году во Францию.

-2

Что же так испугало первого секретаря чешских коммунистов в простой истории богатого и преуспевающего спортивного репортёра Анджея, который вместе со своей женой Кристиной отправился на выходные покататься на собственной яхте в надежде спасти зашедшие в тупик семейные отношения? Как выяснилось, фильм Романа Полански слишком наглядно показывал зарождающееся в Польше социальное расслоение. И здесь спорить с лидером рабочих сложно. Действительно, с появлением в фильме молодого студента, которого семейная пара на грани нервного срыва чуть не сбила по дороге на Мазурские озёра, эта особенность польского общества начала 60-х годов стала более, чем очевидной. А если учесть, что в тот период польская номенклатура стала быстро богатеть, то скрытый бунт молодых против привилегированных взрослых, запрятанный в фильме, становился излишне заметным. Он-то и сорвал в итоге все предохранители. Пресса практически уничтожила фильм, а цензоры ограничили прокат до нескольких кинотеатров, что не помешало партийным бонзам впоследствии отправить его на «Оскар», где картина в итоге уступила фильму Федерико Феллини «8 ½».

-3

Но главное было в том, что все эти страсти вокруг фильма возникли благодаря его художественным достоинствам. Снятый на чёрно-белую плёнку, чтобы не отвлекать лишний раз зрителя от основной коллизии, фильм демонстрировал не столько острую социальность, сколько первобытное желание превосходства одного человека над другим, которое Полански показывал почти с хичкоковским напряжением. Это было остервенелое противостояние, в основе которого проглядывала ничем не прикрытая потребность Анджея доказать Кристине своё великолепие на фоне, как ему казалось, ничтожного противника. Шансы обоих уравнял неожиданно возникший в конфликте нож, который молодой человек всегда носил с собой. С этого момента в фильме начнутся обыкновенные опасные игры, затеянные для удовлетворения собственных амбиций и реализуемые через откровенную агрессию и сексуальное соперничество. И вскоре ограниченное пространство яхты окажется тесным для компании из троих людей.

-4

Нож, как и обещано в названии, окажется в воде, а молодой человек, имени которого мы так и не узнаем, исчезнет так же внезапно, как и появился. Анджей с Кристиной снова окажутся на развилке. Но вот в какую сторону они поедут теперь, решать в конечном итоге зрителю.

© Алексей Исаев, 3 июня