Балет Москва представил онлайн-премьеру спектакля «Прощай, старый мир!» хореографа Владимира Варнавы. Это танец-перфоманс, эксперимент, который рассказывает о жизни человека на самоизоляции.
«Балет Москва» первым в мире поставил полноценный спектакль-онлайн. Во время трехнедельной репетиции художник Павел Семченко нашел в квартирах артистов интересные места, которые стали декорациями и арт-объектами спектакля. А танцовщики под его руководством стали операторами – снимали себя на камеру телефона. Все действо режиссировалось в прямом эфире под запись.
Получилось интересно и необычно. Спектакль состоит из 27 маленьких танцевальных историй, которые объединены общей идеей. Что же это за идея? Как я поняла – поведение человека в условиях заточения в квартире. Сначала самоизоляция воспринимается шутливо и весело – можно дурачиться, подглядывать за соседями, выбегать на лестничную клетку, но потом веселье сменяется на скуку, утомление, чувство безысходности и депрессию. Человека гнетет одиночество, а пара устает друг от друга.
Особенно мне запомнились два эпизода с куриными яйцами. Первый точно отражает то, что происходит в онлайн-пространстве, а второй – то, что случилось с миром.
Перед нами зум-конференция, где каждый участник изо рта выплевывает яйца. Яйцо, как символ чего-то нового (сразу вспоминается риторический вопрос – что появилось первым: яйцо или курица), ассоциируется с информацией, которую сейчас в неистовом количестве производят люди. Блоги, семинары, прямые эфиры, мастер-классы, онлайн беседы – все это теперь выплевывается в интернет-пространство, как яйцо.
Следующая сцена продолжает эту тему. Теперь яйцо с надписью «мир» помещают в воду – мир погрузился в вакуум. А затем рука давит яйцо всмятку – наш хрупкий мир, как яичная скорлупа, сломался, он больше не будет прежним.
Если рассматривать работу как перфоманс и как исследование танца в новом онлайн пространстве, то эксперимент удался. Мне понравились режиссерские находки, где танец задействует пространство, свет и новые поверхности: лестница, световая коробка и трио в ванной – мои любимые.
Но такой формат может существовать только в онлайн, когда ты смотришь его на компьютере, а лучше на экране телефона, чтобы соответствовать духу времени в самоизоляции. Примечательно, что заканчивается спектакль зум-конференцией артистов со зрителями. Но, все же я предпочитаю хореографию на сцене. Надеюсь, формат спектакля «Прощай, старый мир!» не превратиться в норму в новом мире.
Что думаете? Имеют место быть такие постановки?
Читайте о других интересных балетах театра "Балет Москва"
Все о балете в нашей большой подборке