Некоторые авиакомпании планируют оставлять часть мест в салоне пустыми, чтобы помочь пассажирам соблюдать социальную дистанцию. Но будет ли это работать и могут ли они себе это позволить?
По мере того, как все больше стран обсуждают снятие ограничений, связанных с COVID-19, авиакомпании обдумывают то, как будут осуществлять полеты. Авиаперевозчики теряют деньги и в их интересах – вернуть самолеты в воздух. Однако сомнения пассажиров станут одним из серьезнейших препятствий для этого, многие из них будут беспокоиться о том, чтобы держаться на разумном расстоянии от своих попутчиков.
Несколько авиакомпаний изучают идею рассаживать пассажиров через одно кресло, чтобы избавить их от непосредственного контакта друг с другом. Европейский ближнемагистральный перевозчик EasyJet был одним из последних, кто поддержал эту идею. Исполнительный директор авиакомпании Йохан Лундгрен описал ее на прошлой неделе как «то, что хотели бы видеть клиенты». Аналогичные планы обсуждались и другими авиакомпаниями, например Alaska Airlines и лоукостер Wizz Air.
Пустое среднее сиденье в ряду было бы с восторгом принято пассажирами. Сидя у окна, вы можете смотреть в окно, а в кресле у прохода – выйти в туалет или потянуться, когда захотите. Среднее сиденье не имеет таких преимуществ, если только вы не из тех людей, которые любят болтать со своими соседями, сидящими рядом.
Но действительно ли запрет занимать средние места поможет поддерживать надлежащую социальную дистанцию, и если да, то как долго авиакомпании могут продолжать делать это? Является ли это реалистичным в долгосрочной перспективе?
«Это нужно нам прямо сейчас. Не делать этого – противоречить указаниям властей и здравому смыслу. Необходимость снижения темпов заражения в целом имеет приоритетное значение, даже если предлагаемое решение не является идеальным», - объясняет Дэниел Барон, управляющий директор компании Tokyo LIFT Aero Design, которая помогает авиакомпаниям проектировать салоны самолетов и имеет внушительный опыт работы с клиентами-авиакомпаниями. «В долгосрочной перспективе, однако, он не является экономически выгодным. После того, как пыль осядет, мы все снова вернемся к ожиданиям доступной глобальной мобильности. Для этого, особенно если общая вместимость была снижена, авиакомпании захотят, чтобы все места были заняты».
Салоны самолетов не рассчитаны на социальное дистанцирование – совсем наоборот. Миллиарды долларов были потрачены в последние годы, в частности, на то, чтобы разместить как можно больше людей в небольших помещениях. Например, когда в 1990-х гг. начали летать большие широкофюзеляжные двухпроходные двухмоторные Boeing 777, большинство из них имело по 9 мест в эконом-ряду на дальнемагистральных рейсах. Сегодня почти все авиакомпании, использующие такие самолеты, будь то дальнемагистральные, такие как Emirates, или ближнемагистральные, имеют 10 мест в ряду, т.е. сами эти места и проходы между рядами стали более узкими.
Социальное дистанцирование в связи с Covid-19 подразумевает расстояние между людьми не менее 2 м. Но это невозможно в современном самолете, где ширина сидений составляет около 45 см. Оставив среднее сиденье свободным, вы будете находиться только в 45 см от своего соседа. В таком самолете, чтобы соблюсти все меры предосторожности, вы должны были бы сидеть только у окна в любом ряду из шести мест, разделенных одним проходом. Для простоты мы игнорируем возможность любых перемещений пассажиров или членов экипажа вверх и вниз по проходу.
Это если говорить о соседях сбоку. Вперед и назад авиационные сиденья расположены рядами на расстоянии примерно 75-80 см друг от друга. Таким образом, если бы мы хотели держать дистанцию 2 м, это означало бы оставить 2 полных ряда между пассажирами пустыми. Это означает, что для того, чтобы рассадить 4 пассажиров, нам понадобятся 26 мест, что в процентном выражении означает заполнение только 15% мест в салоне самолета. Это то, что авиакомпании называют «коэффициент загрузки».
Авиакомпании должны работать хотя бы в режиме безубыточности
Коэффициент загрузки, по сути, процент мест в самолете, занятых пассажирами, определяет, является ли рейс безубыточным и стоит ли продолжать работать на таких условиях. При определенном коэффициенте загрузки рейсы становятся прибыльными, и разница между существующим убытком или его отсутствием на маршруте зависит всего лишь от нескольких дополнительных пассажиров. В 2019 г. Международная ассоциация воздушного транспорта указала, что средний глобальный коэффициент загрузки составляет 84%, а в региональном масштабе – от 89% в Северной Америке до 71% в Африке.
Запрет занимать средние места на Boeing 737 или Airbus A320, которые обычно комплектуются по 6 сидений в ряд, и даже на более крупных Boeing 787 или Airbus A350, где в одном ряду по 9 кресел, означал бы, что максимальный коэффициент загрузки не мог бы быть более 66,7%. Этого просто не достаточно для того, чтобы авиакомпании могли работать без потерь.
Тем не менее, Джейсон Рабинович, руководитель отдела каталогизированных данных издательской компании Airline Tariff Publishing Company, принадлежащий одной из авиакомпаний, указывает, что текущий спрос делает такой вариант вполне жизнеспособным компромиссом.
«До тех пор, пока коэффициенты загрузки авиакомпаний остаются низкими, авиакомпании смогут продолжать оставлять средние места пустыми без каких-либо проблем. Рейсы, которые все еще работают сегодня, делают это с такими низкими коэффициентами загрузки, что просто нет необходимости занимать средние места», - объясняет он. Эти полеты все еще осуществляются только потому, что Правительство признало необходимым перевозить определенный минимум людей и грузов в период изоляции.
Но нынешняя ситуация не может продолжаться вечно. Если не изменится государственное регулирование авиаперевозок, будет отменено социальное дистанцирование и не будет найден какой-то способ преодолеть образовавшийся разрыв в доходах авиакомпаний, «поскольку отрасль начинает восстанавливаться и выполнять рейсы по своему обычному расписанию, у авиакомпаний в конечном итоге не останется иного выбора, кроме как начать продавать билеты и на средние места по мере увеличения коэффициента загрузки», - говорит Рабинович. «Двигаясь вперед, авиакомпании, вероятно, должны будут стать немного более твердыми в том, чтобы равномерно распределять пассажиров на борту, пересаживая их для сохранения между ними как можно большей социальной дистанции».
Расстояние – это всего лишь одна мера из целого комплекса
Не все авиакомпании выступают за свободное среднее кресло. Майкл О’Лири из Ryanair сомневается в эффективности добавления всего 45 см между пассажирами, особенно если пассажиры не соблюдали социальную дистанцию на земле.
Дэниел Барон из компании LIFT Aero Design отмечает, что существует ряд других мер, которые авиакомпании могут применить, чтобы сделать путешествие более безопасным. «Давайте не будем забывать, что циркуляция воздуха в салоне такая же, как в операционной», - говорит он. «Сочетание предполетного досмотра, тщательной дезинфекции салона, «умных» функций кресел и масок, вероятно, будет способствовать движению вперед в краткосрочной и среднесрочной перспективе».
На первый план могут выйти и другие идеи: Delta Air Lines изменила способ посадки пассажиров в самолет и теперь садиться там можно только в строгом порядке начиная с мест в хвосте и заканчивая местами ближе к кабине, поэтому пассажирам, сидящим в хвосте, не нужно проходить мимо тех, кто сидит в носовой части самолета. Авиакомпания также берет на борт меньше людей одновременно, чтобы приблизиться к нормам социального дистанцирования.
Многие авиакомпании также отменяют или сокращают питание на борту, чтобы уменьшить количество взаимодействий. Например, SouthWest подает отдельные банки воды, а не свои обычные напитки, которые необходимо разливать по чашкам. Некоторые авиакомпании предлагают взамен питания дорожные сумки.
COVID-19 уже изменил наш мир во многих отношениях и будет продолжать делать это, пока мы используем лучшие изобретения человечества, пытаясь бороться с ним. Для тех из нас, кому нужно путешествовать, пока мы еще боремся с коронавирусом, а также для тех, кому посчастливится путешествовать после того, как все закончится, также многое изменится.
По материалам bbc.ko.uk