Суд над Апостолом Павлом;
Память Константина и Елены;
Владимирская Икона Божией Матери
иерей Августин Соколовски
Сегодня много чтений, празднуемых событий и святых. Поэтому я попытаюсь донести благовестие сегодняшнего дня в трех небольших поучениях.
I
Во-первых, в Книге Деяний, мы читаем о Суде Синедриона над Апостолом Павлом. «Первосвященник Анания стоявшим пред ним приказал бить его по устам» (Деян.23,2). В ответ на это, Павел ответил: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная» (3). Услышав это, предстоящие упрекнули Павла: «Первосвященника Божия поносишь?» (4). В этом они ссылались на авторитет Писания. «Начальствующего в народе твоем не злословь (Исх.22,28)», - признал Павел. И прибавил: «Я не знал, братия, что он первосвященник» (5).
Чтобы понять всю тяжесть этих слов, этого Павлова Проклятия, нужно просто знать о том, кем был Павел. Павел, которому говорил Господь. И хотя Павел, по Преданию, страдал от плохого зрения, он всегда видел, кто перед ним. Силой благодати, он исцелял больных и воскрешал мертвых. Но, в этот момент, он не узнал в том человеке первосвященника.
II
Во-вторых, это память святых равноапостольных Царей Константина и Елены. Только что упомянутое чтение Книги Деяний о Суде Синедриона над Павлом заканчивается словами: «В следующую ночь, Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо как ты свидетельствовал обо мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать обо мне и в Риме» (Деян.23,11).
Павел запросил императорский суд. Будучи от рождения римским гражданином, он имел на это право. И, хотя, по свидетельству местных представителей Римской Власти в Палестине, Павел не совершил ничего заслуживающего наказания, по его собственному желанию, он был направлен на Суд в Рим. «Он не сделал ничего достойного смерти, и как он сам потребовал суда у Августа, то я решился послать его к нему (25). Ты потребовал суда Кесарева, к Кесарю и отправишься» (12), - читаем мы в Книге Деяний.
Видя в совершившемся с Апостолом Павлом образ странствования Церкви в Истории, мы можем сказать, что Церковь долго ждала этого Суда у Кесаря. Ждала три столетия.
В 37 году умер Император Тиберий, при котором был распят Господь Иисус. В 337 году в одной из великих имперских столиц умирал Император Константин. В его лице Церковь впервые обрела верховного правителя «Всей Вселенной», как тогда гордо называла себя греко-римская экумена, который благоволил Церкви, воспринимал ее всерьез, по-своему, своеобразно, часто волюнтаристски, заботился о ней. Но не это главное.
Умирая, Константин не потребовал угощений, наслаждений или почестей, не захотел, как это часто было с великими мира сего, чтобы с ним вместе в могилу унесли богатство и славу, но потребовал Святого Крещения.
III
В-третьих, сегоднямы празднуем торжество в честь Владимирской Иконы. Этот праздник посвящен избавлению Москвы от нашествия Крымского Хана в 1521 году. Это был год, когда Мартин Лютер был отлучен от Римской Церкви, а великий первооткрыватель Фернандо Магеллан, в составе экспедиции которого человек только что обошел землю, был жестоко убит туземцами.
Как же произошло избавление Москвы? Блаженный Василий увидел видение. Видение означает, что сам человек в этот момент не может определить, происходит ли видимое им в реальности, во сне или каким-то еще образом. Итак, Василий, увидел, как великие почившие святые святители, Митрополиты Киевские - почивающие в стенах Кремля московские чудотворцы – уходили из Города, забирая с собой и главную святыню Москвы – Владимирскую Икону. Этот образ восставших мертвецов, бывших почти современниками той эпохи, которые уходят, забирая с собою Икону…
Одновременно, такое же видение видела и одна слепая инокиня. Покаяние и молитва спасли тогда столицу. Но оставили после себя великое библейское поучение.
Святыни не терпят дерзкого к себе прикосновения. А Бог Библии – не Бог философов и богословов - но живой Библейский Бог, по одновременному свидетельству Слова Божия и Предания Церкви, может отвернуться, и не дать требуемого ограждения, исцеления и спасения. Может не даровать требуемой человеком перемены времен. Бог может поступать иначе. Может уходить и может отвернуться. Может забирать Своих Святых и Свои Святыни. Человеку может казаться, что он видит, осознает их присутствие. На самом же деле, такое присутствие есть лишь присутствие отсутствия.
***
В эти святые пасхальные вознесенские дни, когда Господь, накануне дня Рождения Своей Церкви в Праздник Пятидесятницы возвращает нам открытые Храмы, вспомним и о Павле Апостоле, и о Равноапостольных Царях Константине и Елене. Словами Древней Апостольской Общины, призовем Матерь Господа Иисуса: «Пресвятая Богородице, помогай нам. И пребуди с нами. Аминь».
Dr.Augustin Sokolovski