Идёшь по улице и видишь живые лица, весёлые и грустные, серьёзные и сосредоточенные, испуганные, или удивлённые. Иногда мы видим лица ушедших от нас, мёртвые лица.
Я например, закрывая глаза , пытаясь вспомнить деда и бабушку, отца, пару знакомых ребят, вижу именно неживых. Лица , восковые маски, не знаю почему.
А есть ещё лица, страшные лица, тёмные лица , неживые и не мёртвые, пришедшие из тьмы столетий.
Мне было двадцать с небольшим лет, когла году так в 1995 , приехал на свою вторую Родину, в город Муром, Владимирской губернии. Вся родня по материнской линии у меня родом из этого старого, славного города.
Приехал на Масленицу. Вооружился новым плёночным " Kodak" , гулял , фотографировал зимний город , город наполненный изумительным шармом российской глубинки. Церкви, старые деревянные и каменные дома. Одноэтажный город.
На следующий день с утра пришёл в парк " Окский". В этом небольшом городском парке, на постаменте летнего фонтанчика ещё не проснувшегося от зимней спячки , возвышалось огромное чучело. Традиция из язычества... Чехи , поляки, украинцы, русские , славянские народы , в глубинке прощались таким образом с зимой. Символизм.
Вот наконец человек с факелом подошёл к соломенному идолу , поднял руку , оглянулся вокруг и под истошные крики толпы поджёг чучело. Огонь мгновенно охватил необъятный сноп соломы, одетый в рваные одежды. Народ шумел, пел, плясал, дети визжали , взрослые смеялись, настоящее торжище людское, ожидание весны.
Я спешил делать снимки , ловил в кадр такие разные лица. В какой то момент вспомнил, что не сделал фото виновницы торжества, зимы, соломенного идола исчезающего в огне. Успел сделать всего одну фотографию, солома прогорела, фигура осыпалась и только остатки соломы разлетались огненными брызгами.
Сделал ещё несколько кадров и глядя на расходившийся люд решил, что мне тоже пора пойти и отдать плёнку на проявку и печать. Сказано, сделано. Зашёл в салон, заплатил по тарифу проявки и печати 36 кадров, в обмен получил квитанцию.
На следующий день помчался за готовым заказом. Что-то меня влекло, притягивало, торопило. Мне подумалось, что такое сильное предвкушение связано с новым фотоаппаратом и моим дебютом на поприще папарацци.
Забежал в салон, вытащил квитанцию, практически выхватил из рук сотрудника салона свой заказ и выскочил на морозный воздух, хотелось просмотреть плоды своего труда при ярком свете. Снимки разумеется получились разные,ч еткие и смазанные, некоторые на мой взгляд имели художественную ценность, иные получились банальными и неинтересными. Разные словом вышли они.
Особняком стояла одна фотография, необычайно чёткая и контрастная. Я пригляделся, это был тот самый единственный снимок костра. Стал всматриваться, меня как будто притягивало нечто, настойчиво приглашало взглянуть. Зрение стало необычайно чётким, в клубах дыма, внутри яркого огня, в чётком многослойном огненном ореоле , на сером троне восседала древняя старуха. Пепельное мёртвое лицо с жуткими живыми чёрными глазами , она смотрела на меня так, как может смотреть только тьма, она и была тьмой. Мара, Марена, на меня смотрела богиня смерти.
Я не мог оторвать взгляд, ужас проникал в душу , пот холодной струйкой потёк со лба. Из этой ловушки меня выдернул проходящий старик, схватив за плечо и вытащив на поверхность настоящего.
Очнувшись, убрал фотографии и негатив в конверт. Пришёл домой к родственникам и показал им фотографии, внимательно вглядываясь в лица. Никто ничего особенного не заметил. Я попросил тётушек внимательно посмотреть на жуткий снимок, но они увидели лишь огонь. Несколько удивлённый , я ушёл в комнату , закрылся и опять решил взглянуть на этот снимок. Видимо я очень впечатлительный, подумалось.
Достал , пригляделся. На лице старухи появилась тонкая улыбка. Я в ужасе бросил снимок на пол. Немного отдышавшись и уняв дрожь в руках , поднял с пола фотографию, не глядя быстро засунул её в конверт, куда последовал и негатив. Выскочил из дома во двор, закурил сигарету и аккуратно поджёг конверт. Кур
ил и наблюдал, ждал когда всё прогорит. Убедившись, что от бумаги остался только пепел, а плёнка расплавилась и прогорела, устало улыбнулся и пошёл слегка пошатываясь к подъезду. Надо было пережить стресс и поспать.
Так впервые я встретил тьму...