Здравствуйте. У вас есть наставник? Такая личность, с чьей помощью думающий человек быстрее достигает результата, быстрее поднимается в гору, и не тратит полжизни, чтобы обойти глубокие пропасти и острые скалы?
Поздравляю, если есть. Настоящий наставник дает инструменты для развития, подводит ученика к решению задач, а не решает их за него. Он ведет его к личностному росту, к подвигам. В этом его предназначение.
Значимость передатчика опыта невероятно велика, если он становится наставником не простого смертного, а предводителя или государя. Потому поговорим не о бизнес-гуру, не об именитых спортивных тренерах или духовных учителях. Сегодня мы коснемся истории и личностей, чья роль в становлении государства не подлежит сомнению.
О деяниях российского императора Петра I вы, конечно, наслышаны. Он внес в неспешную патриархальную жизнь Руси немало изменений - в политической, экономической сферах, военной стезе.
Петр I превзошел своего отца - государя Алексея Михайловича в перенятии передового опыта, достижений иностранцев.
Первыми учителями Петра были свои, доморощенные, учителя. Думный дьяк Никита Зотов обучал царского отпрыска письму, чтению, истории. Азы военного ремесла цесаревич постигал при потешных полках.
С артиллерией, фортификационными сооружениями его ознакомил немец Федор Зоммер. Затем он учился у Тиммермана: арифметике, геометрии, инженерным навыкам. Большую роль в его становлении, как императора России, сыграли Франц Лефорт и Патрик Гордон.
Петр Алексеевич с детства был обделен искренней заботой, любовью близких. Так бывает во многих семьях. И особенно в среде власти предержащих. Желающих рулить государством (а также компанией, партией, колхозом) всегда хоть отбавляй.
У Алексея Михайловича Романова были и старшие дети, далеко не глупые, воспитывавшиеся наставниками-поляками. Единолично же править мог самый решительный, смелый, сообразительный. Чтобы не делить власть с регентшей Софьей, Петр сумел развить в себе лидерские качества, проницательность – и стал сильным правителем, царем Петром Великим.
На этапе восхождения к власти, да и в дальнейшем, его защитой, опорой, наставниками стали офицеры, в том числе Франц Лефорт и Патрик Гордон. И они были бОльшими патриотами России, чем некоторые влиятельные коррумпированные русичи.
Лефорт и Гордон обучали войска, учили самого Петра I правилам навигации, приглашали на службу опытных иноземных морских офицеров, корабельных мастеров.
Умный, общительный и предприимчивый швейцарец Франц Лефорт стал советником и в дипломатических вопросах. Лефортовский район Москвы, дворцово-парковый ансамбль его имени – признание заслуг Франца Яковлевича, чью кончину царь Петр Алексеевич перенес тяжело.
Шотландец Петр Иванович Гордон также заметно повлиял на формирование личности Петра I. О талантах, уме Гордона говорит его «Дневник» в тысячу с лишним рукописных страниц, посвященный истории России второй половины семнадцатого века.
Петровские наставники помогли ему во многом - сполна реализовать врожденный потенциал, брать ответственность за свои действия, сформировать мечту и сделать осознанный выбор в пользу укрепления и развития Российского государства.