У каждого своя история и свой путь помощи детям-сиротам. И начаться он может где угодно: кто-то увидит такого ребенка в больнице и, движимый чувством жалости, начнет заботиться о нём, кто-то решит сделать что-то хорошее и начнет иногда ездить в детские дома, а кто-то придет к непростому решению взять приемного ребенка в семью.
Мотивация тоже у всех разная. Кто-то говорит, что лично помогать не может, потому что «плачет при виде бедных детишек» и поэтому помогает дистанционно, а кому-то эта задача по силам и он принимает решение стать добровольцем.
Но именном здесь и возникает первая трудность и первая проверка на силу мотивации. С чего начать? Как помогать? Чем помогать? Приехать в детский дом, чтобы что?
Если доброволец не находит ответы на эти вопросы, он либо остывает и бросает всё, не начав, с мыслью «ну чем я смогу помочь?», либо продолжает искать ответы, пробует, примеряется, где его умения и навыки могут быть полезны.
Именно в этом поиске часто приходит идея наставничества, и начинается путь от знакомства с таким видом помощи детям-сиротам к встраиванию его в свою жизнь. А на этом пути возникает много вопросов и сложностей, таких как: совершенное незнание и непонимание жизни детей, живущих в закрытом пространстве, колоссальная ответственность за ребенка, с которым наставник взаимодействует, отсутствие у наставника и ребенка точек соприкосновения.
Даже специальное обучение не всегда даёт наставнику полное понимание того, с чем ему придется столкнуться в отношениях с ребенком, учитывая, что наставник находится в одной жизненной среде, а ребенок остается в своей, не самой благоприятной, но которая, безусловно, продолжает на него влиять.
И наставнику важно эту среду знать и понимать: что там происходит, есть ли давление, подавление, какие существуют сложности, так как все это влияет на ребенка и, соответственно, на качество взаимодействия наставника и ребенка.
В подавляющем большинстве случаев наставники это не учитывают и подходят к ребенку с иллюзорными представлениями об их взаимодействии. Такие ожидания никогда не воплощаются в жизнь, так как ребенок просто не обладает теми же ресурсами, что и наставник. И здесь важно еще в самом начале от этих иллюзий отказаться и подготовиться к большой работе не только с ребенком, но и с самим собой.
Ребенок с самого начала будет проверять на стойкость, на слабости, на верность. Ребенок, привыкший выживать, будет искать пути побольше взять: эмоций, подарков, вашего времени, сил и внимания. И в ход будет идти всё – и провокации, и манипуляции. Наставник, понимая это, должен выстраивать максимально безопасное и открытое общение, не травмируя ребенка. Показать, что у него есть и что он может дать, установив четкие пределы и границы.
Все это, конечно, непросто и, начиная свой путь, наставник должен с пытливостью исследователя узнать все об особенностях детских домой, особенностях детей-сирот, а также о жизни ребенка, с которым ему придется взаимодействовать. И здесь невозможно перестараться с каждым новым «почему?» и «зачем?».
Но нет ничего нерешаемого, и мы сможем помочь. Расскажите вашу историю и путь помощи детям-сиротам?
#соленое детство
#умная помощь
#Умная благотворительность
#Гезалов
#наставник