Новостям из мира живой природы человек не удивляется лишь в двух случаях. Во-первых, если он ничего не знает и потому не умеет понять, когда надо удивиться. Во-вторых, если он знает так много, что ни в чем уже не уверен и, соответственно, ничего не принимает как должное. Так вот, когда зашла речь о том, что в Белгородской области - в мае месяце, заметим, - собирают польские грибы (как и всегда собирали), я не удивился по совсем другим причинам. Просто пропустил эту новость в суматохе дней. А зря.
1. Осенняя фигура в каштановой шляпе
Первое, что приходит жителю средней полосы при упоминании польского гриба - осень. Выходит так, что польский гриб, или польский белый (Xerocomus badius/Imleria badia) - последний массово собираемый "благородный" гриб. (Если мы, как бабушка учила, считаем "благородными" лишь некоторые трубчатые грибы и при том отчетливо торчащие "моховиковые" корни польского не выглядят тому помехой.) Те, кто считают этот "супермоховик" ровней белому и боровому, охотно тратят последние теплые октябрьские дни на прогулки по зрелым ельникам и борам, щедро украшенным шоколадными шляпками. "Польский белый" не боится холодных ночей, продолжая развиваться там, где вянут прочие болеты, более того - ночные заморозки делают его плоть идеально чистой, отправляя личинок грибных мух в сезонную гибернацию.
Бархатные коричневые шляпки, желтоватые трубочки с мелкими порами, стыдливо синеющие от прикосновений, плотные коричневые ножки, порой тонкие, как у моховиков, а иногда и толстые, будто у белых - польский гриб в свою пору не спутаешь ни с чем. (Потому что ничего такого в нормальном октябре-месяце и не растет, не должно, по крайней мере, расти.) Нравится польский, не нравится польский - нельзя не признать, что он дарит человеку, не желающему связываться с поздними рядовками и гигрофорами, несколько дополнительных дней наедине с осенним лесом. Разве этого мало?
Известия о том, что на юго-западе страны польские свободно собирают уже в конце мая, в эту картину не вписываются никаким боком. Будем считать - почудилось.
2. Шляхетский гонор или недобросовестная торговля?
Что связывает польский гриб (он же панский гриб, он же польский белый) с одноименной страной? Официальная этимология на этот вопрос не отвечает: по мере развития науки о грибах этот вид знатно попутешествовал по родам, но везде оставался "коричневым", или "каштановым" - моховиком каштановым, каштановым болетом, теперь - каштановой имлерией. Ничего о гордой независимой Польше!
А вот народная этимология ответит может - правда, ответы друг другу противоречат, что, впрочем, для этой специфической области знаний дело обычное. С одной стороны, говорится, будто "польский гриб" очень высоко ценился в Польше; его там предпочитали царю грибов - белому. Допустим; ценится же где-то превыше всего шампиньон или цезарский гриб-мухомор!
С другой стороны, утверждают, что "польским" гриб назван потому, что остроумные поляки разбавляли порошком из сушеных польских партии белого гриба, чтобы снизить себестоимость, не роняя явным образом качество. Это тоже похоже на правду - например, когда настоящий чай был очень дорог, недобросовестные торговцы бодяжили его иван-чаем. (О времена! А сейчас правильно ферментированный кипрей куда дороже среднего чая...)
Но как эти версии должны сочетаться друг с другом? "Польский" или очень высоко ценился на крайнем западе Российской Империи, или там его использовали для подделки более качественного и дорогого гриба. Одно из двух, господа крылатые гусары!..
Гораздо более разумной мне кажется третья, синтетическая версия. Из великой русской литературы XIX века нам известно, что всё, приходящее в Россию с запада, с территории польского генерал-губернаторства, воспринималось с изрядной долей скепсиса. Так что "польский белый" - это просто "не совсем белый", или гриб, напоминающий белый, но ценность имеющий крайне сомнительную. Нет, это еще не "собачий груздь", не "конский каштан" и даже не "грузинский князь", но и не то, чему следовало бы доверять безоговорочно.
3. Достоинства действительные, мнимые и желаемые
Польский гриб - вкусный гриб. Его сравнивают с белым; пусть неизменно в пользу белого, но ведь сравнивают! Подберезовики, не говоря уже о младших моховиках, не сравнивают. Польский гриб - урожайный гриб. В зрелых ельниках и борах, прохладной осенью (или, по опыту белгородских товарищей, даже прохладной весной) набрать его можно очень прилично; в конце сезона он обычно не червив, что особенно приятно. Не все знают, кстати, что образует он микоризу не только с хвойными; я так до зрелых лет был уверен, что польский зациклен исключительно на ели, но это чепуха - расти панский гриб может и с дубом, и с буком.
Вкусный, урожайный и очень полезный польский гриб к тому же обладает ярко выраженными целебными свойствами. Возможно, в этом плане он превзошел даже "царя грибов" - антиоксидантная активность, обусловленная высоким содержанием тианина, лишь открывает перечень его медицинских добродетелей. Нейропротективное действие, иммуностимулирующий эффект, нормализиация обмена веществ и многое другое - лекарственный потенциал, содержащийся в Imleria badia, лишь начал раскрываться пытливым умам британских ученых.
В любом случае, как к целебным грибам ни относись - ясно, что гриб этот вполне полезный. Хотя бы тем, что мотивирует человека к долгим неспешным прогулкам по тихому октябрьскому лесу.
Польский гриб, октябрьский гриб, гриб ночных заморозков и слепенького осеннего солнышка - как же ты сбил меня с толку, появившись в майском репортаже со славной Белгородщины!.. Пришлось сочинить тебе оду в трех действиях - иначе не обрести было покоя. Как по вашему, стоит вообще публиковать такие тексты? А то, по мере поступления на грибной форум отчетов о новых находках хочется поговорить о многом...