To read in English, please, go to https://bit.ly/304pwuF
В апреле 2018 года в СМИ и в социальных сетях разгорелся спор между Египетской футбольной ассоциацией (ЕФА) и звездой «Ливерпуля», египтянином Мохамедом Салахом, по поводу того, что ЕФА использует изображение футболиста без его разрешения.
Данное дело обратило внимание на важный правовой вопрос - использование имиджевых прав игроков соответствующими футбольными ассоциациями.
В футбольном контексте имиджевые права - это право игрока контролировать, продавать, лицензировать и иным образом монетизировать свой имидж – то есть образ, имя, никнейм, голос, подпись и все другие характеристики, присущие исключительно игроку.
Как правило, когда игрок выступает за национальную сборную на международных соревнованиях, он подписывает контракт со своей национальной ассоциацией. Наряду с соответствующими правилами ФИФА (Приложение 1 к Регламенту по статусу и переходам игроков), эти контракты регулируют отношения между игроками и их национальными ассоциациями по поводу участия в международном футболе.
Эти контракты часто содержат положения об имиджевых правах, которые касаются прав и обязанностей как игрока, так и национальной ассоциации в отношении использования данных прав.
Однако далеко не каждая национальная ассоциация будет составлять детальный контракт со своими игроками, в котором решается вопрос об имиджевых правах. В результате отсутствие подробных договорных положений, касающихся имиджевых прав игрока, приводит к серьезным спорам.
Мохамед Салах выдал лицензию на использование своих международных имиджевых прав компании (IRC) под названием «MS Commercial (Cayman)» (MSCC). Единственным директором MSCC является Рами Аббас Исса, адвокат и представитель Салаха. Похоже, что футболист также выдал лицензию на использование своих «английских» имиджевых прав компании в Великобритании (UK IRC) под названием «Salah UK Commercial Limited». Эти компании, скорее всего, заключили отдельные соглашения с ФК «Ливерпуль» по поводу выдачи лицензии клубу на использование имиджевых прав футболиста (MSCC для использования во всем мире и «Salah UK Commercial Limited» для использования в Великобритании) в «клубном контексте». «Клубный контекст» означает использование имиджа игрока в сочетании с названием клуба, цветами, гербом, логотипом, товарным знаком и/или другими идентифицирующими характеристиками клуба. Пункт 4 стандартного контракта Премьер-лиги предоставляет клубам ограниченное использование имиджа игрока для нужд клуба, но клубы часто хотят заключить контракт с компанией по защите имиджевых прав игрока для расширения возможностей использования имиджа игрока.
Салах, благодаря MSCC, имеет индивидуальное соглашение с оператором сотовой связи «Vodafone Egypt», также футболист является послом этого бренда. Как правило, эти сделки содержат положения об эксклюзивности, что означает, что футболист не имеет права заключать какие-либо сделки с конкурентами «Vodafone Egypt», т.е. с другими операторами сотовой связи.
В дальнейшем изображение Салаха якобы использовалось ЕФА без его разрешения для телекоммуникационной компании «WE», являющейся конкурентом «Vodafone Egypt» и официальным спонсором ЕФА. Это создало огромные проблемы как для Мохамеда Салаха, MSCC, «Vodafone Egypt», так и для «WE», ЕФА, и для компании «Presentation», нанятой ЕФА.
Салах и его представитель, Рами Аббас, возражали против использования изображения Салаха рядом с логотипами спонсоров ЕФА на самолете, принадлежащем и эксплуатируемом компанией «Egypt Air». Как видно на фотографии, изображение Салаха гораздо более заметно, чем его товарищей по команде или менеджера. Аббас утверждал, что «Egypt Air» не имеет права использовать изображение Салаха, поскольку они не заключили контракт с MSCC. Кроме того, Аббас упомянул, что «Egypt Air» нарушила правила авиации и конфиденциальности летом 2017 года, опубликовав информацию о том, что Салах направлялся в Ливерпуль, во время критического этапа переговоров между Салахом и ФК «Ливерпуль», касающихся его перехода в клуб.
Аббас заявлял, что у ЕФА нет права, связанного с использованием имиджевых прав игрока, содержащегося в каких-либо правилах ФИФА, и утверждал, что ЕФА нарушает статью 2 Дисциплинарного кодекса ФИФА, которая гласит:
Этот кодекс распространяется на все матчи и соревнования, организованные ФИФА. Помимо этого, он также применяется в случае причинения вреда должностному лицу матча и, в более общем плане, в случае нарушения уставных целей ФИФА, особенно в отношении подделки документов, коррупции и допинга. Это также относится к любому нарушению регламента ФИФА, которое не подпадает под юрисдикцию какого-либо другого органа.
ЕФА первоначально утверждала, что имеет право использовать изображение Салаха, но вскоре после этого объявила, что уберет изображение футболиста из своих рекламных материалов и прекратит использование его изображения вместе с логотипом «WE» на самолете «Egypt Air».
С тех пор стороны этого конфликта хранят молчание по этому вопросу. Кроме того, неясно, какова позиция «Vodafone Egypt» в отношении использования изображения Салаха одним из его конкурентов, и будет ли MSCC требовать денежного ущерба от ЕФА за нарушение имиджевых прав Мохамеда Салаха.
Спор между Мохамедом Салахом и ЕФА является отличным примером того, почему футболистам и их национальным ассоциациям крайне важно урегулировать отношения, касающиеся использования имиджевых прав игроков соответствующими национальными ассоциациями.